Менделеевск - колыбель химической промышленности

Хотите узнать, как проходило импортозамещение во второй половине 19-го века? А чем вдохновлялся Борис Пастернак? Тогда отправляйтесь в Менделеевск!

news_top_970_100
Автор фото: Дмитрий Смирнов

 Фото: tatat-inform.ru

Собственно, именно это и сделали казанские журналисты, посетив в рамках пресс-тура, этот небольшой, но очень интересный город. Целью мероприятия, организованного Комитетом РТ по охране объектов культурного наследия совместно с администрацией Менделеевского района, была презентация туристического потенциала города и знакомство с уникальной концепцией будущего музея-конторы товарищества «П. К. Ушков и Ко». Будущего, потому что пока на объекте полным ходом идут реставрационные работы. Но уже летом (по плану – в августе, по факту хотят – уже в июне) здесь откроется музей. Как сообщила директор местного краеведческого музея Алина Ахметова, объект будет иметь различное наполнение – от классических экспонатов 19 века, расположенных в восстановленном кабинете управляющего заводом, до гончарной и художественной мастерских. Также будет предусмотрен и интерактив для туристов – химические лаборатории с проведением опытов. 

На реставрацию музея из республиканского бюджета выделено 131 млн рублей плюс от себя 56 млн рублей добавило градообразующее предприятие – химзавод «Аммоний». Что понятно, именно из старого завода возникло это мощное современное предприятие. Таким образом, суммарно восстановление здания должно обойтись в 187 млн рублей.

Глава Менделеевского района Радмир Беляев сказал: «У нас есть полное понимание по концепции. По деньгам мы обеспечены, и нет никаких причин, чтобы не уместиться в заявленные сроки». Хотя до этого он говорил, что проектная документация была разработана еще в 2018 году.  Но тогда не было денег. 

«Важно показать сам процесс реставрации, работу архитекторов, реставраторов, дизайнеров и строителей, которые вкладывают душу в сохранение наследия», – добавил председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. Он напомнил, что еще в 1991 году. А уже тогда в этом здании был музей, на объекте случился пожар. «Мы потеряли практически все, остались только стены», – сокрушался глава ведомства.  Надо сказать, что и сейчас здание находится в неприглядном виде – внутри только ободранные стены и полы. Зато здесь сохранился старинный камин и кое-где ушковская плитка, о которой будет речь впереди. Камин из того старого времени, 19 века.

Он свидетельство того, что Ушковы не экономили на интерьере. Не только дома, но даже в своем «офисе». Камин выглядит вполне домашним. 

Чтобы читатель смог войти в курс дела и оценить масштаб происходящего в этом городе, его стоит немного окунуть в историю. Петр Капитонович Ушков (1840 - 1898) по праву считается пионером русской химической промышленности. При том, что образование у него – всего лишь Елабужское реальное училище. Прадед его был простым крестьянином. Впрочем, уже он начал делать краски, на чем и сколотил первоначальный капитал. Однако Петр Капитонович много путешествовал по заграницам, был в Германии и Англии, имевших на тот момент передовую промышленность. Но не с праздными целями, а знакомился с лучшими практиками тогдашних химзаводов. 

В 1868 году Ушков унаследовал от отца небольшой хромпиковый завод в Елабужском уезде. На нем помимо хромпика, впервые в России было организовано производство серной кислоты из колчеданов.  хлорной извести. А вот уже на этом месте Ушков построил Бондюжский завод. Это в то время был единственный в России, вырабатывающий хлорную известь. Уже к 1870 году этот завод производил 238 тысяч пудов химической продукции: серную кислоту, сернокислый глинозем, квасцы, медный и железный купоросы. В последние годы жизни Ушкова здесь же впервые в стране была реализована регенерация соды из содовых отвалов по способу Ченса. Опять-таки в первый раз на этом заводе была применена нефть, как топливо, в химических производствах, например, для обжига извести. Все предприятия Ушкова работали исключительно на отечественном сырье и под руководством русских техников. То есть это было самое настоящее импортозамещение. Процесс которого сегодня идет намного медленнее.
Между прочим, помогал Ушкову во всем этом его товарищ и наш великий соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев. Собственно, поэтому город и назвали Менделеевском. Он посещал город в 1893 году и неоднократно позднее.  Всемирно известный химик основал на заводе производство пироколлодия (бездымного пороха) по просьбе морского министерства Российской империи. 

Более того, Менделеев подал Ушкову идею заняться еще и производством керамической плитки, которую называли в те времена метлахская. Потому что до этого ее производили в немецком городе Метлах из тугоплавкой глины, отличающейся не только своей прочностью, но и художественностью. Причем, скорее всего, из российского же сырья. Эта плитка производится по технологии, предполагающей обжиг тугоплавкой глины при температуре не менее 1200° С. Благодаря этому, материал уплотняется и становится устойчив к влажности, перепаду температур и химической обработке. Красящий пигмент верхнего слоя в прямом смысле слова «пропитывает» плитку при обжиге.

Только в 19 века это технологическое достижение начали экспортировать в Россию. А зачем экспортировать, раз мы можем ее производить сами, подумали Менделеев с Ушковым. Сказано – сделано, в смысле открыто производство. С тех пор ушковской плиткой выложены полы в зданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Вены, Парижа и… кто знает, скольких еще городов. Говорят, ее видели даже в Ватикане в резиденции Папы Римского. Что совсем не удивительно. Наша плитка превосходила зарубежные аналоги. О чем свидетельствуют многочисленные призы на различных международных выставках. И разрешение ставить императорскую гербовую печать на свою продукцию. Еще раз к вопросу о методах успешного импортозамещения и его выгодах. 

Естественно, семейство Ушковых было очень богато. Они имели собственные дома в Санкт-Петербурге, Москве и, конечно, Казани. Кстати, наверное, каждому казанцу известно красивейшее здание – дом Ушковой, расположенный на улице Кремлевской около университета. Так вот, оно построено в начале ХХ века по проекту немецкого архитектора Карла Мюфке. Это был свадебный подарок для Зинаиды Высоцкой, дочки профессора Казанского университета Николая Высоцкого, от ее жениха Алексея Ушкова. Правда, Зина и Алеша, который тогда был простым студентом университета, расстались через три года после свадьбы. Даже такой шикарный подарок не помог. В этой истории важно еще и то, что Алексей был не только студентом, но еще и племянником Петра Капитоновича.  Далеко не каждый купец или промышленник мог позволить такие широкие жесты и нанимать таких знаменитых архитекторов. Но, как видно, импортозамещение сулит баснословные барыши. Что не плохо бы учесть нынешним бизнесменам. 

В 1915 году на должность директора завода приглашен инженер-химик Лев Яковлевич Карпов. А в 1918 году Карпов был назначен заведующим отделом химической промышленности при Высшем Совете народного хозяйства молодой советской республики. Его именем впоследствии и назовут завод, который после революции был национализирован. Во время его руководства заводом тут были организованы производства жидкого хлора, медицинского и технического хлороформа. Организацией последнего занимался молодой ученый-биохимик Борис Ильич Збарский – будущий академик, известный тем, что бальзамировал тело Ленина. В общем, куда ни ткни в Менделеевске – попадешь в великого человека. 

Но и это еще не все великие люди, жившие в этом городе. В период с октября 1916 по март 1917 года заводской военно-учетный стол возглавлял Борис Пастернак. Между прочим, будущий лауреат Нобелевской премии. В городе до сих пор ходят слухи о его внебрачных потомках. Конечно же, ничем не подтвержденные. Также некоторые менделеевцы считают, что именно в их городе к писателю и поэту пришла идея «Доктора Живаго», здесь же он познакомился с прототипами некоторых своих персонажей. Впрочем, научный сотрудник краеведческого музея Мария Харитонова, говорит, что никаких подтверждений этому нет. Хотя Пастернак прожил тут всего полгода, он успел создать несколько повестей и занимался переводами. 

В общем, хотите погрузиться в российскую историю, приезжайте в Менделеевск. 

Заместитель руководителя исполкома Менделеевска Ленар Ахметов рассказал, что в прошлом году сюда приехало около 50 тысяч туристов. В этом году ориентируются на 60 тысяч. А ведь совсем недавно, до 2023 года турпоток не превышал 15 тысяч. Только заключение договора с соседней Удмуртией позволило в ноябре принять семь автобусов по 50 туристов из этой республики.

Упор в развитии будет делаться на тот же событийный туризм развивать экотуризм: это и рыбалка с охотой, и те же опыты в лаборатории, в которой когда-то работал Менделеев. Ахметов сообщил, что с собственниками дома, где жил Пастернак, о его выкуп с последующим созданием на его базе музея. Напомним, что в Менделеевске итак ежегодно проводятся пастернаковские чтения. Кроме того, поблизости находится прекрасный санаторий с демократичными ценами. «Мы еще сделаем причал, чтобы теплоходы, идущие по Каме, обязательно останавливались у нас. 50-60 судов нам нужно принимать за сезон», – поделился планами исполкома Ахметов.

  • Дмитрий Смирнов

    Дмитрий Смирнов

  • Дмитрий Смирнов

    Дмитрий Смирнов

  • Дмитрий Смирнов

    Дмитрий Смирнов

  • Дмитрий Смирнов

    Дмитрий Смирнов

  • Дмитрий Смирнов

    Дмитрий Смирнов

news_right_column_240_400