Михаил Застела: Протекающий кран накапывает огромные суммы

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

В минувшем году тарифы на услуги ЖКХ повышались дважды, и в общей сумме они выросли на 4,7%. В наступившем же повышение тарифов будет один раз - с 1 июля наши коммунальные платежи увеличатся в среднем на 4%.

Что можно предпринять, чтобы значительно снизить платежи за коммунальные услуги? Почему не надо ждать капремонта? Об этом и многом другом рассказал гость редакции «Казанских ведомостей» - председатель НП «Региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ», член научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, профессор КНИТУ-КАИ Михаил Застела.

С оплатой вывоза мусора не все так однозначно

- Михаил Юрьевич, почему после изменения правил расчета тарифа на вывоз мусора кто-то стал платить меньше, а кто-то больше?

- В Государственном комитете РТ по тарифам много раз проводились заседания, где обсуждались волнующие всех проблемы. Очевидно, что наше участие в заседаниях было полезным. В частности, мне удалось обратить внимание на то, что с расчетом стоимости вывоза мусора не все так однозначно. Например, семья из 6 человек: двое взрослых и четверо детей. Когда тариф на вывоз ТБО рассчитывался с «квадрата», они платили за это условно 140 рублей. По новым расчетам у них получается 450, то есть на 310 рублей больше. А в семьях с детьми каждый рубль на счету. То есть, с одной стороны, заявляем, что поддерживаем семьи с детьми, но на деле получается иначе. Здесь все-таки нужен индивидуальный подход. Не зря введены социальные субсидии для семей с низким доходом.

- Можно ли как-то изменить ситуацию, чтобы оплата за услуги ЖКХ начислялась по справедливости?

- Тарифы - это данные, во сколько реально обойдутся работы по вывозу кубометра мусора, его сортировке, захоронению или утилизации. И эти цифры могут различаться в разы, в зависимости от логистики и многих других показателей. Поэтому надо, чтобы за вывоз мусора брали, по возможности, по факту. Например, когда вы идете в поликлинику, какой мусор после себя там оставили? Бахилы, ваточку, если сдали кровь или вам сделали укол. А стоимость вывоза ТБО складывается из расчета того, что каждый пациент оставляет там за собой не менее полукилограмма мусора. Как в расчетах появились эти полкилограмма? Непонятно. С таким безобразием необходимо бороться с помощью закона. В случае с тарифами на вывоз ТБО постановления Госсовета РТ, наверное, было бы достаточно, чтобы решить проблему.

Капремонт - это нонсенс

- Одна из самых наболевших тем - капремонт. Многие ТСЖ не хотят сейчас платить за капремонт и ждут срока, когда он должен проводиться по закону…

- Я всегда говорил и говорю, что капремонт - это нонсенс. Он был придуман в 90-е годы, когда хрущевки, построенные в 60-е, находились в аварийном состоянии. Сейчас капремонта дожидаться не надо. И не надо доводить дом до такого состояния, когда его могут спасти только экстренные меры. Давайте делать ремонт по мере надобности, а не тогда, когда крыша развалилась, трубы сгнили. Все эти вопросы можно и нужно решать в диалоге с управляющей компанией.

- Насколько татарстанцы готовы активно решать проблемы ЖКХ?

- Многие проблемы порождены самими жильцами домов, потому что у них утрачено чувство собственности. А необходимо чувствовать себя хозяевами, проводить регулярную профилактику всех систем дома, поддерживать порядок, чинить то, что сломалось, - это в итоге дешевле, чем капремонт. Должен быть домовой актив, состоящий из образованных, юридически подкованных людей, которые могут грамотно отстаивать интересы всех жильцов дома.

- С какими проблемами чаще всего обращаются к вам татарстанцы?

- В 2019 году на «горячую линию» центра общественного контроля и во время личных приемов граждан поступило более 3000 обращений. Это на 14% больше, чем в 2018 году. Больше всего в прошлом году население интересовали вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.

Мы постоянно сталкиваемся с тем, что люди не знают, как сформулировать свою проблему. Они пишут сразу обо всем: и о сломанном лифте, и о грязи во дворе, и о капремонте, и о парковке… Если пишете жалобу - пишите коротко, четко, конкретно и только по одной проблеме. В этом случае жалоба оперативно попадет в ту службу, которая занимается решением этого вопроса.

Платежи за свет, воду, тепло могут стать меньше

- На чем и как можно сэкономить жильцам при оплате услуг ЖКХ?

- Если речь об экономии внутри квартиры, то прежде всего на электричестве. Первое - поставьте энергосберегающие лампы. Они дороже обычных, но служат гораздо дольше. Второе - выключайте за собой свет.

Экономия на отоплении. Проверьте окна. Через негерметичные швы, незаметные щели теряется большое количество тепла. Проведите качественное уплотнение стеклопакетов. Эти простые действия помогут повысить температуру в квартире на 5 градусов. Далее, поставьте за батареи тепловой экран. Он продается, стоит копейки, а можно сделать его самостоятельно из обычной фольги. Дома станет еще на несколько градусов теплее.

Значительные суммы можно экономить на более бережном потреблении воды. Приведу страшные цифры - три текущих бачка унитаза в 100-квартирном доме выливают в сутки объем воды, равный потребленному за день в квартирах всего дома! Так что следите, чтобы краны, бачки не текли. Специалисты утверждают, посудомоечная машина дает хорошую экономию воды. Еще подсчитали, что во время приема душа воды тратится меньше в сравнении с наполненной ванной.

Экономия на газе: с газовым счетчиком можно платить на две трети меньше. А вот на остальном экономить не советую.

- А как можно экономить на уровне подъезда, дома?

- Закрывайте за собой дверь в подъезд. На лестничных площадках установите датчики движения, чтобы свет не горел постоянно, а включился только тогда, когда кто-то идет.

Если брать общедомовые нужды по электроэнергии, то доказано: до 40% потерь электроэнергии идет в щитках. Мы в нашем доме заменили всю электропроводку с алюминиевой на медную с запасом по сечению. Это уменьшает вероятность перенапряжения в сети.

Что касается температуры воды в трубах отопительной системы. Целесообразно поставить узел регулирования отопления. Он позволяет экономить на платежах по тепловой энергии до 20%.

- В платежках появилась новая графа «Обслуживание вентиляции и дымоходов». Возникает вопрос: а для чего это надо?

- В каждой квартире обязательно должна быть приточная вентиляция, и ее необходимо содержать в порядке. Следующий шаг - установка газовых датчиков. Есть недорогие датчики, рублей по 700, срабатывающие и на газ, и на угарный газ. Это не лишняя трата денег. Это наша безопасность. И не только наша, но и всего дома.

Возраст дома - не показатель его состояния

- Когда в сфере ЖКХ было работать проще?

- Раньше дома были проще в плане технического оснащения. Тогда висела в комнате лампочка Ильича, и человек мечтал о том, чтобы купить холодильник и телевизор. А теперь у нас и холодильники, и сложная бытовая техника, то есть совсем другие масштабы потребления.

Но что в той советской системе ЖКХ было хорошо - на несколько домов был один инспектор. Он знал состояние каждого дома от подвала до крыши, что и когда надо ремонтировать. А сейчас мы зависим от доброй воли управляющей компании.

Если все необходимые ремонтные работы проводить вовремя и качественно, то дом будет жить долгие годы. Например, в Санкт-Петербурге очень бережно ухаживают за жилыми домами, которые были построены до XX века. Дома качественные. Но там единственная проблема - ремонт подъезда обходится в 10 раз дороже, чем у нас. Дело в том, что эти дома находятся в списке ЮНЕСКО и во время ремонта там в подъездах работают не маляры, а реставраторы.

- Значит, возраст дома - не показатель его состояния?

- Возраст - не показатель. Есть и новые дома с серьезными проблемами. Строят у нас много, но далеко не все могут оплачивать ипотеку. Поэтому увеличивается количество пустых квартир в новостройках. А это проблема не только финансовая, но и коммунальная.

- На что новоселам необходимо обратить внимание, когда они въехали в новую квартиру?

- Наибольшее число неприятностей новоселов ждет в первые два года после сдачи дома. И эти неприятности чаще всего связаны с трубами: где-то течет, где-то прорывает… Поэтому, даже делая ремонт, не надо трубы прятать за панели, как-то закрывать их. С ремонтом, особенно с укладкой кафеля, вообще лучше не спешить, потому что новый дом будет постепенно оседать. Девятиэтажный дом в течение двух лет по нормативу может осесть на 15 сантиметров, и тогда ремонт придется делать снова.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100