Благоустройство остается одной из статей расходов Татарстана. В республике пока не рассматривается вероятность сокращения программ по ремонту дворов и обустройству общественных пространств, о чем заявил на брифинге в Кабине глава регионального Минстроя Марат Айзатуллин. Более того, в обозримом плане вырисовывается весьма амбициозный проект по строительству Соборная мечеть Казани на 10 тыс. человек.
Культовый объект потеснит парк «Кырлай», для переезда которого рассматривается, в том числе, территория за ТЦ «Парк Хаус». Не жгут мосты с городом и европейские архитекторы. Как стало известно сегодня, ни один из авторов стратегии развития Казанки не отказался от партнерства со столицей Татарстана.
«Город-сказка, город-мечта»
Татарстан не скупится на благоустройство общественных пространств и дворовых территориях. По данным Минстроя РТ, за последние 6 лет в республике обустроено 351 общественное пространство. Сумма вложенных средств составила более 16,5 млрд рублей. На этот год запланирована реализация 59 объектов на сумму 2,2 млрд рублей.
«В рамках конкурса малых городов и исторических поселений за 4 года реализованы 26 проектов-победителей конкурсов, сумма грантов из федерального бюджета превысила 1,6 млрд рублей. В этом году запланирована реализация 6 объектов-победителей на сумму 376 млн рублей», – сказал Айзатуллин.
За 2 года реализации программы «Наш Двор» облагородили 2 167 придомовых территорий на общую сумму 16 млрд рублей. В многоквартирных домах, прилегающих к отремонтированным дворам, проживают более 660 тыс. человек. В 2022 облагородят территории еще 1200 дворов и речи о сокращении финансирования пока не идет.
Айзатуллин сообщил, что жители Татарстана смогут сами выбрать дворы и общественные пространства, которые будут отремонтированы в 2023 году. Проголосовать с 15 апреля по 30 мая можно будет на портале государственных и муниципальных услуг. От Татарстана на голосование вынесут 204 объекта в 45 муниципальных образованиях республики.
«Наш двор» придет к «активистам»
О том, что активные жители могут ускорить приход ремонта придворовой территории сообщила в ходе брифинга координатор республиканской программы «Наш двор» Венера Камалова.
«Те дворы и те жители, которые будут более активными, получат возможность реализации программы в 2023 году. Этих дворов будет 200. Самые активные получат возможность увидеть программу чуть раньше», – сообщила она.
Отбор дворов, подлежащих ремонту ведется по нескольким критериям. Среди них есть, к примеру, требование к возрасту дома – он должен быть построен не позднее 2014 года. Нетронутым ремонтом должно быть и асфальтное покрытие внутри двора. В случае попадания в программу жители смогут рассчитывать на удобные тротуары, новые скамейки и урны, а также безопасную детскую площадку и обновленную площадки для ТКО.
Как стало известно на брифинге, не менее желанными во дворах остаются ковровыбивалки и места для сушки белья.
«Некоторые удивляются, но жители на встречах озвучивают такие пожелания, просят такое», – отметила Камалова.
Операция «Релокация»
Брифинг несколько прояснил ситуацию по парку аттракционов «Кырлай». Напомним, 1 апреля в республике озвучили планы по строительству на его территории Соборной мечети, в тот же день в единственном в городе парке аттракционов начался демонтаж оборудования. Решение о размещении в этом месте культового объекта вызвало некоторые разногласия. В этом связи Айзатуллин не стал исключать вероятности проведения общественных слушаний.
«Объявлен конкурс, идет голосование за эскизный проект [Соборной мечети Казани]. Там, я думаю, в любом случае будет обсуждаться», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос журналистов.
При этом министр сообщил, что место под «Кырлай» еще не определено. В числе потенциальных локаций – территория за ТЦ «Парк Хаус» и территория парка Русско-Немецкая Швейцария.
В ходе брифинга стало известно о пересмотре концепции парка «Манзара». Согласно плану, он растянется на 1,8 км на территории между Кремлевской и Кировской дамбами в непосредственной близости с новой Соборной мечетью.
«Наша задача – изменить проект концепции «Манзары» таким образом, чтобы наше соседство создавало положительную практику, но ни в коем случае не создавало общественных конфликтов», – сказала руководитель департамента архитектурных проектов фонда «Институт развития городов РТ» Наиля Зиннатуллина, объясняя данную необходимость наличием местом для купания. При разработки парка Соборной мечети не было в плане.
«С учетом строительства мечети, мы выйдем еще раз к общественности и СМИ и обсудим это вместе», – отметила она.
Европейские друзья Казанки
Наиля Зиннатуллина сообщила также, что все европейские коллеги продолжают работать с Татарстаном в рамках стратегии развития Казанки. Невзирая на сложную ситуацию, трудностей общения с иностранными коллегами-архитекторами не возникает.
Перечисляя иностранных партнеров, сотрудничающих с Казанью Зиннатуллина упомянула автора концепции развития парка у Центра семьи «Казан» – французского архитектора Мишеля Пена. Соавторами проекта, а также вдохновителями стратегии развития Казанки являются архитекторы студии Orchestra Design. К слову, на них возложена реализация до 2030 года стратегия развития реки Казанки, включающую 12 прибрежных парков – «Манзара», «Сады у Казанки», «Залив Казанки», «Старая Казанка», Фестивальный квартал, парк знаний, спортивный парк, эконабережная на территории «Русско-немецкой Швейцарии», Савиновский парк, Парк пяти рек, экопарк «Су аланы». В 2020 году открылся экстрим-парк «Урам».
Зиннатуллина признала, что в условиях западных и европейских санкций департаменту приходится искать отечественных производителей оборудования, которое используется в рамках благоустройства общественных пространств.
«Где у нас позволяет лимит, мы стараемся работать с иностранными поставщиками. В виду того, что качество иностранного оборудования, честно скажу, лучше, чем наше российское. В части эксплуатации, в том числе. По очевидным причинам нам приходится его заменять», – сказала Зиннатуллина, назвав проблему «не глобальной».
«Производители России способны быть функционально релевантными нам. Мы справляемся», – резюмировала она.