Поэтому в умы людей неизбежно проникла мысль о том, что мы обязаны сберечь то разнообразие, что удалось сохранить до наших дней. Однако есть и такие случаи, когда жизнь одного вида означает смерть для другого.
Речь идет об инвазивных видах, то есть о животных и растениях, которые волей случая оказались в новом месте обитания. Об опасностях, которые несут такие пришельцы для новых соседей, в материале «КВ».
Королевское благородство
Благородного оленя не зря так называют. Многие века в Европе он красовался на гербах аристократов, которые находили сходство оленьих рогов с королевской короной. Это величественное животное олицетворяло силу и воинскую доблесть.
Ценился и изысканный вкус оленины. Простым людям отведать ее было почти невозможно - низшим сословиям в средневековой Европе охотиться в лесах своего господина запрещалось под страхом смерти.
Впрочем, сменив «прописку», благородный олень неожиданно испортил свою репутацию. А случилось это после того, как колонизаторы завезли его в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию. В XX веке Международный союз охраны природы признал благородного оленя одним из самых опасных инвазивных видов на планете.
В Южной Америке благородный олень быстро потеснил своего южноандского собрата. Олени из Северного полушария оказались куда успешнее, они подъедали всю кормовую базу. На сегодняшний день популяция южноандского оленя насчитывает не более 1,5 тысячи особей.
Благородные олени наносят вред и местной флоре. Их определенные пищевые предпочтения часто не дают размножаться некоторым видам растений.
В Новую Зеландию и Австралию оленя также завезли ради охоты. На новой территории он не встретил достойной конкуренции и стал уничтожать целые виды растений.
Проблема бесконтрольного размножения благородного оленя стала вызывать беспокойство. Биологи пришли к выводу, что его численность необходимо регулировать ради сохранения разнообразия флоры и фауны Южного полушария. Пока такие шаги предпринимаются в Аргентине и Новой Зеландии, где разрешили трофейную охоту.
Верность и изящество
Лебеди во многих культурах считаются символом изящества. А еще людей восхищает то, что эти птицы моногамны и образуют устойчивые пары на всю жизнь.
Родина лебедя-шипуна - это Европа, где птиц часто разводили в прудах при дворцах и домах богатых людей. Не хотела отставать и молодая американская аристократия, благодаря которой лебеди-шипуны оказались на Восточном побережье США.
Однако, размножившись, птицы стали доставлять немало проблем новым соседям. Уже в начале XXI века в США предложили устроить выбраковку популяции лебедей, однако это решение было заблокировано Фондом защиты животных, в котором настаивали, что инвазивные виды также нужно оберегать.
На сегодняшний день лебеди-шипуны в США селятся преимущественно на Атлантическом пролетном пути - территории, которую пересекают многие перелетные птицы. Особенно много лебедей гнездятся в штате Мэриленд, где их насчитывается более 3,5 тысячи.
Трудно представить, но лебедь-шипун - это одна из самых агрессивных водоплавающих птиц в мире. Они часто нападают на людей и домашних животных. Особенно это заметно, когда на свет появляются птенцы. Тогда лебеди начинают гнать со своей территории все, что движется.
Кроме того, лебеди активно подъедают всю кормовую базу водоемов. Эти птицы уже стали виновниками исчезновения целых видов растений. При этом они крупнее и сильнее конкурентов, за счет чего выгоняют их подальше от своих водоемов. Они даже разоряют чужие гнезда и убивают птенцов.
Биологи бьют тревогу и настаивают на том, что проблему нужно решать, но на их пути встают экоактивисты, которые стремятся сохранить хотя бы небольшую популяцию лебедей-шипунов в США. Благородное желание, однако, по утверждениям ученых, этот вид птиц способен многократно увеличивать свою численность всего за пару десятков лет, поэтому их количество неизбежно придется регулировать в будущем.
Рыжие плутовки против серых
Уж от кого сложно ждать опасности, так это от белочек. Милых зверьков каждый норовит покормить, лишь бы подольше полюбоваться ими и поймать удачный кадр.
Для нас привычен рыжий окрас белочки, а вот американцы, не задумываясь, сказали бы, что они серые. На их континенте преобладает каролинская белка, не имеющая рыжей шубки.
Когда-то каролинских белок завезли в Европу, где они стали сущим бедствием. Во-первых, они быстро размножаются. Итальянская популяция ведет свой род всего от двух пар, завезенных в Турин. Во-вторых, каролинские белки крадут еду у своих рыжих собратьев - ужасная подлость в преддверии зимы. В итоге рыжие белки плохо набирают массу, им трудно конкурировать.
К тому же каролинские белки распространяют беличью чуму, от которой рыжие зверьки умирают. А серые не болеют.
В итоге рыжие белки практически вымерли на большей части Италии и Великобритании. Ученые считают, что на очереди Швейцария и Франция. До наших краев каролинская белка не добралась.
Примечательно, что и в этом случае биологи пытались вмешаться еще в конце XX века, но на их пути встали зоозащитники. Выбраковка началась только после длительного судебного разбирательства, в итоге ученые серьезно опоздали.
Итог
Пожалуй, сложно осуждать тех, кто стремится сохранить животных. Человечество обязано нести ответственность за планету, на которой живет. Только эта ответственность куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. И порой приходится принимать сложные решения и ограничивать численность некоторых инвазивных видов. В конце концов, они сохранятся у себя на родине.