Действительно ли художник мыслит и видит теми образами, что предстают перед изумленным зрителем на холсте? Каким образом в сознании создателя возникают эти странные персонажи и нереальные декорации? Особенно часто эти вопросы возникают при встрече с искусством ХХ века: понятная даже необразованному зрителю реалистическая живопись — будь то картины Васнецова (полную галерею картин можно найти здесь: http://www.vasnecov.ru/) или Репина — обычно изображает то, что можно принять как видимое и обычному глазу. Но с наступлением эпохи модернизма взгляд художника начинает улавливать нечто, не существующее в привычной действительности.
Модернистская философия искусства, формирующаяся в конце XIX — начала ХХ века, не только помещает художника в центр мироздания, но и выдвигает на первый план творчество, искусство как основной способ познания мира. Изменения в гносеологическом подходе были вызваны разочарованием в рационалистическом мышлении, и обращение к религии или к эстетике обусловлены поисками нового, интуитивного или мистического пути постижения истины. Стремлением к познанию сущности добра и зла было вызвано возникновение странных, ярких, нереалистичных полотен «Мира искусства» и картин Врубеля. Сложность интерпретации произведений искусства, создаваемых в эпоху модерна, требует обращения не только к анализу собственно самих полотен, но и к специальным работам, трактующим эстетические тенденции модерна, к современной художникам критике, к переписке Врубеля, которая недавно впервые была опубликована на сайте http://wroubel.ru/. Конечно, далеко не всегда сам художник предлагает адекватную интерпретацию своих работ, однако часто в его статьях и письмах содержатся важные свидетельства о его мировоззрении и о трансформации в отношении к собственным произведениям.