Легендарный хирург
Вот, к примеру, один из трех существующих планшетов с пулями и осколками снарядов, которые гвардии майор медицинской службы, начальник нейрохирургической группы 30-й отдельной роты медицинского усиления Григорий Иосифович Иваненко вытащил из раненых солдат в годы Великой Отечественной войны. И под каждым осколком есть запись - инициалы бойца, дата ранения и операции. Все эти люди остались живы. А это более полусотни бойцов! Всего же он спас, согласно документам, тысячи человеческих жизней. Григорий Иосифович родился в 1902 году в Соль-Илецке Чкаловской области, много лет жил в Арском районе республики и в Казани.
- На фронт Иваненко был призван в июне 1941 года из Казани, - рассказала научный сотрудник музея Анастасия Былинкина, которая с 2022 года расшифровывает письма хирурга. - Сразу же отправился в военный госпиталь на передовую, возглавил нейрохирургическую группу роты медицинского усиления. Врачи принимали тяжелораненых бойцов с передовой, проводили сложнейшие операции, несмотря на то, что довольно часто попадали под артобстрелы и бомбежки. Григорий Иосифович специализировался на операциях на черепе и головном мозге. На фронте он был до конца войны. И каждый день писал письма своей супруге, которая работала в Арском районе терапевтом. После войны вернулся в ТАССР и продолжил работу врачом в больницах Казани и Арска, занимался наукой. С 1946 по 1962 год доктор работал ассистентом кафедры военно-полевой хирургии ГИДУВ. В 1950 году защитил диссертацию об оперативном лечении огнестрельных черепно-мозговых ранений в армии. За время службы Иваненко был удостоен многих наград, среди которых орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Сталинграда».
В документах говорится, продолжила Анастасия, что герой часто трудился по несколько суток без перерыва. В одном из писем врач пишет о «светлом промежутке» - этот термин медики используют, когда у пациента наблюдается временное улучшение, после которого наступает смерть. Но в данном случае Иваненко говорил о себе. Доктор не был уверен, что останется жив, он как бы намекнул, что, может, следующего письма не будет. Тем не менее до конца войны врач был на своем посту, а после вернулся к мирной жизни. Бойцы, которых оперировал доктор, Григория Иосифовича не забывали. Один даже прислал его портрет, который хранится в фондах Нацмузея РТ и был передан лично Иваненко в 1965-м - за три года до его смерти.
- Количество проведенных операций установить сложно, однако из наградных приказов следует, что только за 1944 год он сделал 1396 сложнейших операций на черепе и оказал помощь 2727 раненым, а это по 7 - 8 человек в день, - уточнила Анастасия.
Великанские боты немецких солдат
А вот еще один экспонат - немецкие караульные боты, напоминающие обувь великанов. По словам директора Музея ВОВ Александра Александрова, именно они вызывают у посетителей больше всего вопросов. И улыбок. Дело в том, что военная доктрина вермахта не подразумевала длительных военных действий, поэтому войска не имели зимнего снаряжения. Немецким солдатам пришлось приспосабливаться в ходе военных действий.
- Сначала единственным типом зимней обуви в вермахте были караульные боты, - рассказал Александр Александрович. - Это огромные башмаки на деревянной или войлочной подошве. Караульные боты надевали поверх сапог или ботинок. Выдавались они только заступавшим в караул. Хоть и выглядела такая обувь смешно, она все же защищала от мороза. На взвод выдавали только одну пару, и чаще всего до войск она не доходила. Поэтому в вермахте солдаты сами плели обувь из соломы, но нередко просили об этом мирное население в оккупированных областях. Соломенные боты носились поверх обычной обуви и были неудобными. Когда же наши бойцы находили такую обувь, они не могли удержаться от смеха. Действительно, глядя на эту великанскую обувь, с трудом представляешь, как же ее носили!
История одного самолета
В музее находится двигатель самолета ПЕ-2, который предоставлен РОМО «Объединение «Отечество» РТ. В 1994 году в болоте Тушинский Мох, расположенном на границе Ленинградской и Новгородской областей, поисковики из Нижнего Новгорода обнаружили место падения этого самолета. Они наткнулись на торчащие из воронки обломки. На протяжении двух зим ребята доставали из воронки обломки самолета и останки погибшего экипажа. Документов найти не удалось. На фрагменте обшивки самолета обнаружена нарисованная красная звезда - значит, экипаж отличился в воздушном бою или был награжден.
- В 2004 году во время церемонии захоронения поисковики с ветеранами и работниками администрации поминали погибших, чьи останки были захоронены на воинском мемориале, - продолжил Александров. - Вдруг одна бабушка спросила: «Может быть, когда-нибудь и самолет моего мужа найдете?» Супруг Маргариты Алексеевны Стручковой Леонид Васильевич Лихачев в 1942 году не вернулся с боевого задания. Он служил в 116-й отдельной авиационной разведывательной эскадрилье.
В 2007 году поисковики во время поездок к месту падения самолета нашли останки других членов экипажа и номер одного из моторов - М-105 №РА 125-475. Также был обнаружен номер самолета - 13/15. По документам Центрального архива Министерства обороны РФ было установлено, что 20 декабря 1941 года самолет с данным номером находился в составе 116-й отдельной армейской авиационной разведывательной эскадрильи. Однако на тот момент в базе данных не были окончательно сопоставлены потери личного состава с номерами потерянных в боях самолетов. И вот спустя годы после начала работ нашлось донесение о том, что 8 января 1942 года для выполнения боевого задания был направлен самолет ПЕ-2 №13/15, который не вернулся на свой аэродром. В составе экипажа был в том числе летчик младший лейтенант Леонид Васильевич Лихачев. Боевое задание было выполнено, и самолет взял обратный курс. Согласно данным архивных документов, на перехват самолета был поднят самолет немецкого лейтенанта Ханса Йоахима Хайера. В ходе воздушного боя экипаж ПЕ-2 погиб. Предполагается, что Лихачев хотел выбрать удачный угол атаки для стрелка-радиста, который также находился в самолете, но Хайер уклонился, выстрелил из пулемета и пробил топливный бак. Загорелся левый двигатель. Леонид Васильевич пытался вытянуть машину, но мощности одного двигателя не хватило. Огонь перекинулся на кабину пилота. Потом Хайер попал в русского стрелка. Не успел покинуть горевшую машину и раненый штурман. Самолет начало трясти и срывать в пике, оторвало крыло. Он резко свалился в штопор и на скорости врезался в замерзшее болото. К слову, лейтенант Хайер, совершивший 320 боевых вылетов и одержавший 53 победы, получивший Рыцарский крест Железного креста, 9 ноября того же года погиб в столкновении со сбитым советским истребителем.
Агитационные плакаты
Старший научный сотрудник музея Рустам Ханнанов рассказал «КВ» про агитационные плакаты, которые рисовали татарстанские художники в годы войны. Один из самых популярных «Родина-мать зовет!» переводили на все языки союзных республик.
- Татарское государственное издательство, которое в годы войны находилось в Казани в здании Дома печати на улице Баумана, приступило к выпуску антифашистских плакатов с первых месяцев Великой Отечественной, - отметил Ханнанов. - Это были, к прмеру, перепечатанные плакаты художников В.Н.Дени, Д.С.Моора, Н.Н.Ватолиной. Текст на плакатах печатался на русском или татарском языках. Сохранились и плакаты, выполненные по рисункам художников Татарского государственного издательства Б.М.Альменова, Р.Ф.Сайфуллина, Н.М.Сокольского, А.М.Родионова и других. Только за первый год войны Татарское государственное издательство выпустило и распространило плакаты тиражом свыше полумиллиона экземпляров. В них показывался героизм воинов, трудовые подвиги тружеников тыла, разоблачалась античеловеческая сущность фашизма.