В чем главное отличие реального шахматиста от виртуального? Почему импровизация в шахматах - это дар? Как и у кого можно постичь красоту и глубину шахматной игры? Об этом наша беседа с известным казанским шахматистом, международным мастером, поэтом Вадимом Пугачом.

Фото: Фарит Муратов
По образованию Вадим Владимирович историк. Шахматами увлекается с детства, учился в Центральной специализированной детской юношеской шахматной школе олимпийского резерва им. Р.Нежметдинова. Изучает историю шахмат - от древних времен до современности. Он - автор идеи создания памятной международной награды «Золотой король», учрежденной казанским Издательским домом «Современник».
- Цель «Золотого короля» - сохранить в истории имена великих шахматистов всех времен и народов, чтобы начинающие игроки и просто любители шахмат изучали их партии и стремились играть так же красиво, артистично, - рассказал Вадим Владимирович. - Великих шахматистов за современную историю шахмат много, и каждый из них достоин особого рассказа, особой экспозиции, которую можно было бы представлять в музеях, шахматных школах, на шахматных турнирах. Например, Луи Шарль Маэ де Лабурдонне - французский шахматист начала 1820-х годов, он был не только сильнейшим шахматистом своего времени, но и известным теоретиком и пропагандистом шахмат. Его «Новое руководство по игре в шахматы» было переведено на многие языки, в том числе и на русский. Позже были легендарные Хосе Рауль Капабланка, Эмануэль Ласкер. У нас появились Михаил Чигорин, Александр Алехин, Рашид Нежметдинов, Михаил Таль… Все они играли красиво, ярко, поэтому их бессмертные партии вошли в «золотой шахматный фонд». Эти партии - лучшие образцы игры, их можно найти в интернете, в книгах и учебных пособиях по шахматам.
- А какая шахматная партия может считаться красивой, и чем она отличается от обычной партии?
- В красивой партии должна быть какая-то интрига, интересный сюжет с жертвами фигур, хитроумными комбинациями, неожиданными атаками, продуманными отступлениями. Все великие шахматисты были замечательными комбинаторами. Красивая игра - это дар. Есть поэтические шедевры, а есть шедевры шахматной игры, поэтому партии великих шахматистов так интересно разбирать, анализировать.
- Может ли искусственный интеллект составить серьезную конкуренцию живому шахматисту?
- Все дело в том, кто воспитывает и развивает этот искусственный интеллект. Его уму-разуму учат те же самые шахматисты, гроссмейстеры, именно от них он перенимает опыт игры. Да, искусственный интеллект может играть сильно, но он не всегда находит те победные ходы, которые находит человек.
- С ним играть проще, чем с живым человеком, или сложнее?
- Не проще и не сложнее, а по-другому. Виртуальный шахматист, как правило, запрограммирован больше на позиционное мышление, но иногда, конечно, у него бывают интересные комбинационные находки. Например, мы разыгрывали с искусственным интеллектом одну из бессмертных классических партий Эммануила Ласкера и Карла Шлехтера. И в решающий момент компьютер сделал совсем другой ход - рациональный, и с его точки зрения правильный. А Ласкер в той ситуации сделал ход совершенно неожиданный, и это привело его к победе. Но компьютер этого хода не нашел, не увидел. То есть с импровизацией у него возникают сложности.
Современные правила шахматной игры установились только в XIX веке. Шахматные турниры тоже стали проводиться относительно недавно. В России первым шахматным мастером, теоретиком шахмат был писатель Александр Петров. Его учебник «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечание на оные» был издан в 1824 году. Два экземпляра этой книги имелись в библиотеке у Пушкина. На одной - дарственная надпись, сделанная рукой автора: «Милостивому государю, Александру Сергеевичу Пушкину, в знак истинного уважения. От издателя». Кстати, сам Пушкин любил шахматы. Свою последнюю партию он сыграл накануне роковой дуэли с Дантесом.