Об этом мы попросили рассказать профессионалов: заместителя директора по безопасности Государственного исторического музея Михаила КОЛЬЦОВА (Москва) и его коллегу из Национального музея РТ Валентина МОЛОКИНА. Они - участники международной научно-практической конференции «Современный музей как важный ресурс развития города и региона», проходящей в эти дни в Казани.
Михаил КОЛЬЦОВ:
- Главное в нашей работе - предупредить кражу. В этом у нас накоплен большой опыт, который выражен в сухих и скучных инструкциях. Но соблюдение этих инструкций и элементарных требований пожарной и общей безопасности - очень важный момент. Иногда может показаться, что это излишне. Можно подумать: ну зачем, допустим, музею тратить деньги на аренду складов, установку современных средств защиты зданий и коллекций? А когда происходит ЧП, то понимают, что не надо было экономить на безопасности...
Валентин МОЛОКИН:
- Да, самое печальное, что об этих проблемах безопасности мы начинаем задумываться и что-то предпринимать только тогда, когда уже случилась беда. А ведь можно избежать этих неприятностей. Если все меры безопасности предприняты, то вероятность краж, пожаров и других происшествий сводится к минимуму.
Система безопасности должна быть современной и действовать четко, без сбоев. Это может остановить и случайных воров, и серьезных преступников.
- Как?
- Глупый, неопытный вор, который ради интереса попытается обокрасть музей, попадется сразу. У умного преступника подход серьезный. Он четко знает, что ему нужно. Прежде чем взяться за дело, досконально изучит систему охраны музея, и если она надежная, то он, может, и откажется от своего замысла.
- Но, говорят, как бы ни была надежна и хитроумна система защиты, умный преступник сможет найти на нее свою «отмычку»...
- Но чтобы справиться со сложной системой защиты, требуются много времени и большие финансовые затраты. Если преступник действительно умен, он все проанализирует, просчитает, реально оценит свои шансы, взвесит все «за» и «против»: стоит ли овчинка выделки?
- В детективах большинство музейных краж совершается не без помощи какого-нибудь сотрудника музея, это на самом деле так?
Валентин МОЛОКИН:
- Это действительно проблема. Причин этому несколько. И главная - низкая оплата труда музейных работников. Не каждый человек, имеющий доступ к ценным вещам и при этом получающий 2 - 3 тысячи рублей в месяц, сможет побороть соблазн присвоить себе эти ценности.
Безусловно, настоящие музейщики на такое никогда не пойдут, но в музеях, к сожалению, встречаются и другие работники, которые решатся на сговор, сделку, могут стать наводчиками или организаторами краж. Своевременно выявить таких людей - обязанность службы безопасности музея.
Михаил КОЛЬЦОВ:
- Чаще всего преступники работают на заказ. Они по заказу коллекционеров организуют кражи конкретных вещей. Сейчас, к примеру, на черном рынке большой спрос на оружие XIX века. Зимой в Москве и Московской области были совершены подряд несколько краж и даже разбойных нападений на музеи среди бела дня. И похищали именно коллекции оружия.
- Но ведь мир коллекционеров не такой большой, и наверное, можно вычислить заказчиков?
Михаил КОЛЬЦОВ:
- Мир коллекционеров - это особый, закрытый мир и совершенно отдельная тема. Эти люди не стремятся афишировать себя и свои сокровища. Есть коллекционеры, известные всем, но все-таки основную ценность представляют как раз закрытые коллекции, о которых знает только очень узкий круг специалистов. Но вычислять потенциальных заказчиков - дело правоохранительных органов, а не службы безопасности музея.
Беседовала
Ольга ИВАНЫЧЕВА