Заходит рядовой покупатель в обычный продуктовый магазин рядом со своим домом, чтобы купить самое необходимое. Смотрит на ценники, сравнивает, выбирает, что доступнее, и идет на кассу. И вдруг оказывается, что в чеке цена совсем другая. И обычно - больше указанной на витрине.Дальнейшее зависит от покупателя. Кто-то вздохнет и доплатит, а кто-то начнет требовать вернуть разницу, возмущаться, ругаться и звать администратора. Продавцы в этом случае стоят насмерть! Верная цена та, что запрограммирована в штрих-коде, твердят они. А что ценник другой - это цена, мол, только сегодня поменялась, не успели правильную вывесить. На днях корреспондент «КВ» стал свидетелем того, как одна возмущенная покупательница даже до московского начальства крупной торговой сети дозвонилась. Там пообещали составить жалобу на директора торговой точки. А вот составили ли - этого уже никто не узнает...ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ! Важно помнить: закон на стороне потребителя. Торговая организация обязана своевременно указывать актуальную цену и продавать товар именно за ту сумму, которая указана на ценнике. На деле добиться этого сложно. Ведь сейчас у продавцов появился новый хитрый ход - предупреждать о несоответствии. В некоторых торговых точках Казани встречаются объявления вот такого содержания: «Уважаемые покупатели! В связи с проведением переоценки товара цены на ценниках могут не совпадать с реальной ценой, точную стоимость можете узнать у кассира».Но скажите, кому хочется бегать туда-сюда с каждым нужным продуктом? Да и является ли подобное объявление законной причиной не отпускать товар по указанной стоимости? С этими вопросами «КВ» обратились к начальнику отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора РТ Ирине Ахметшиной: - Разумеется, подобные объявления ответственности с торговой точки не снимают. Достоверная информация о цене товара - важнейшее условие договора купли-продажи. Несоблюдение этого условия - серьезное нарушение. Продавец обязан продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике. К слову, самим покупателям тоже следует быть внимательными и тщательно изучать указанную на ценнике информацию: артикул, описание и наименование товара. Возможны случаи, когда рядом размещены похожие товары по разным ценам. Можно взять более дорогой товар, обнаружить несоответствие цены, а нарушением это уже не будет. В случаях же, когда действительно имеется разница, покупателю следует зафиксировать ситуацию. Во-первых, нужно написать претензию в двух экземплярах и один оставить себе - с пометкой продавца, что претензия принята. Во-вторых, по возможности сфотографировать сам товар с этикеткой, чек и ценник. Это будет являться доказательной базой для проведения проверки. Администрация магазина не имеет права запрещать фотографировать примеры нарушений. С доказательствами и заявлением следует обратиться в отдел защиты прав потребителей. Однако важно знать, что мы можем провести проверку, вынести постановление и наложить штрафные санкции. Вернуть переплату можно только на добровольной основе со стороны продавца или же через суд, отдел таких полномочий не имеет. Что касается наказания для нарушителей - это штрафы. В случаях, когда предписания не выполняются, нарушения сохраняются или имеются какие-либо другие нарушения прав потребителей, отдел защиты вправе направить в суд иск о ликвидации магазина. Так, в том году было отправлено 5 таких исков, все были удовлетворены судом.СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ОБМАН? Согласитесь, странно, когда одно и то же нарушение не исправляется на протяжении многих месяцев, а каждый раз ответ работников магазина наивно одинаковый: «Не успели поменять». Ладно бы не успели поменять один-два ценника! Но ведь в некоторых магазинах можно встретить десяток, а то и два наименований с неверно указанной стоимостью. Невольно задумаешься: случайность ли?С МЕРТВОЙ ТОЧКИ - В НИКУДА. Случаи несоответствия цен сейчас можно встретить не только в продовольственных магазинах. Товар переоценивается везде. Участились случаи несоответствия, например, в аптеках. Конфликты здесь, правда, бывают реже. Торговые залы меньше, основная часть препаратов в открытом доступе не представлена, а узнать цену можно только у фармацевта. Он в свою очередь проверяет наличие и стоимость лекарства по компьютеру и сразу сообщает актуальную информацию. Больше сами продавцы недовольны - надоедает постоянно имеющиеся ценники менять.ВМЕСТО РЕЗЮМЕ. Жалобы на нарушения прав потребителей в магазинах поступают регулярно, проверки проводятся, организации штрафуются, но проблема остается актуальной. Покупатели возмущаются, негодуют, отстаивают свои права и... продолжают покупать.
Комментарий ведущего специалиста отдела маркетинга интернет-магазина «Электровеник.ру» Карии Динмухаметовой: - К сожалению, подобные нарушения часто являются не случайной оплошностью, а намеренным решением торговых сетей. Если речь идет о продуктовых отделах, то такой ход особенно популярен в сетях дешевых магазинов. Расчет делается на то, что большинство покупателей не заметят подвоха. Мало кто из клиентов с полной корзиной будет тщательно изучать итоговый чек и сверять цены. Значит, они не заметят, что заплатили на 50 - 100 рублей больше. Конечно, это плохой маркетинговый ход, который бьет по репутации организации. Профессиональный маркетолог никогда на такое не пойдет. Обычно такие решения принимают левые люди, задача которых - поднять прибыль любой ценой. Два слова о дешевых торговых сетях. Обычно в них занижены цены на самые необходимые товары: хлеб, яйца, молоко. Примерные цены на них знает всякий, и именно по ним делается вывод о дешевизне магазина. Зато повышенная наценка, например, на торты или товары у кассы позволит торговой точке компенсировать убыток от дешевого хлебушка.
Комментарий ведущего специалиста отдела маркетинга интернет-магазина «Электровеник.ру» Карии Динмухаметовой: - К сожалению, подобные нарушения часто являются не случайной оплошностью, а намеренным решением торговых сетей. Если речь идет о продуктовых отделах, то такой ход особенно популярен в сетях дешевых магазинов. Расчет делается на то, что большинство покупателей не заметят подвоха. Мало кто из клиентов с полной корзиной будет тщательно изучать итоговый чек и сверять цены. Значит, они не заметят, что заплатили на 50 - 100 рублей больше. Конечно, это плохой маркетинговый ход, который бьет по репутации организации. Профессиональный маркетолог никогда на такое не пойдет. Обычно такие решения принимают левые люди, задача которых - поднять прибыль любой ценой. Два слова о дешевых торговых сетях. Обычно в них занижены цены на самые необходимые товары: хлеб, яйца, молоко. Примерные цены на них знает всякий, и именно по ним делается вывод о дешевизне магазина. Зато повышенная наценка, например, на торты или товары у кассы позволит торговой точке компенсировать убыток от дешевого хлебушка.