О том, какие уловки применяют мошенники для того, чтобы получить деньги своих жертв, и как самому не стать жертвой злоумышленника, рассказали в ходе пресс-конференции начальник отделения по раскрытию мошенничеств ОУР Управления МВД России по Казани капитан полиции Кирилл Чикунов и начальник экономического отдела Отделения Банка России по Республике Татарстан Елена Кирсанова.
Покупки в интернете
Львиная доля мошеннических случаев приходится на бесплатные сайты объявлений, где люди покупают и продают товары и услуги. Продавцу поступает предложение о покупке, ему предлагают внести частичную или полную оплату на банковскую карту и под этим предлогом выманивают сведения о карте, включая CVV-код на оборотной стороне карты, коды из СМС-сообщений банков, пароль от «личного кабинета» в банке. В целом это главное правило безопасности банковской карты - не сообщать никому сведений о ней, кроме 16-значного номера на лицевой стороне. Это касается даже сотрудников банка.
Звонки и сообщения от «сотрудников банка»
Все дело в том, что в последние годы мошенники научились маскировать свой номер, выдавая себя за банковских работников, когда посылают сообщения будущим жертвам. Как правило, в сообщении говорится, что банковская карта заблокирована по той или иной причине, например по причине подозрительных транзакций, которые потенциальный потерпевший, конечно, не совершал. Таким образом злоумышленники выманивают у жертвы конфиденциальную информацию. Здесь важно понимать две вещи. Во-первых, сотрудники банка никогда не попросят эти данные. А во-вторых, нельзя перезванивать по номерам, с которых пришло подобное сообщение, даже если оно подписано именем банка. Вместо этого следует вручную набрать номер «горячей линии» банка с оборота карты или официального сайта. Также не следует переходить по ссылкам из таких сообщений.
Так, 19 октября 2019 года казанец поддался на такую уловку мошенников, лишившись 169 тыс. рублей со своей банковской карты.
«Верните деньги!»
Нередко мошенники пытаются манипулировать жертвами через их честность. Например, человеку может прийти сообщение о пополнении его банковского или мобильного счета. Расчет мошенников прост - они отправляют сообщение с просьбой вернуть деньги, рассчитывая, что жертва даже не проверит баланс карты или телефона. А это, очевидно, должно быть первым действием. Соответственно, если тот остался неизменен, то сообщение мошенников можно смело игнорировать. А лучше сообщить их номер в техподдержку мобильного оператора, чтобы мошенников внесли в черный список.
Также следует понимать, что человек, действительно случайно отправивший платеж не на тот номер, может решить эту проблему самостоятельно, обратившись к своему сотовому оператору. По этой же причине необходимо забирать чек, пополняя счет мобильного через терминал: мошенники могут воспользоваться им, чтобы «вернуть» деньги себе.
Впрочем, бывают случаи и посерьезнее, когда потенциальной жертве приходит на счет крупная сумма денег. После этого мошенник сообщает, что ошибся, и просит потенциальную жертву перевести деньги на другой счет, как правило, не тот, с которого пришел перевод. При этом жертве могут предложить некоторое вознаграждение. Следовать таким инструкциям ни в коем случае нельзя. Скорее всего, злоумышленники вовлекают получателя перевода либо в мошенническую схему, либо они отмывают таким образом деньги с преступных доходов. В обоих случаях жертва оказывается вовлечена в преступную схему со всеми вытекающими.
Как не стать соучастником преступления? Не переводить никуда полученные деньги, а вместо этого обратиться в свой банк с просьбой вернуть перевод обратно по прежним реквизитам.
Мошенники поневоле
Еще один способ вовлечения в преступные схемы касается в основном школьников и студентов, которые ищут простой способ заработка в интернете. Злоумышленники предлагают им завести электронный счет, на который периодически приходят различные суммы, а те необходимо переводить дальше по цепочке. При этом участник цепочки получает процент с каждой транзакции. Цель этой схемы - сокрытие источника средств для конечного получателя. Такие действия классифицируются как финансовое посредничество и попадают под действие статьи 159 УК РФ. Наказанием за такое посредничество может стать лишение свободы сроком до трех лет.
«Оплатите счета!»
Нередко злоумышленники присылают потенциальным жертвам сообщение о задолженности по счетам, например, за коммунальные услуги. К сообщению прилагается ссылка на сайт, где и предлагается оплатить задолженность. Этот сайт может выглядеть так же, как и официальный сайт УК или ТСЖ, но содержать незначительное отличие от оригинального: букву, цифру, дефис. Соответственно, деньги получат не поставщики услуг, а мошенники. А в худшем случае они могут обманом завладеть данными о карте, списав все средства. Поэтому оплачивать товары и услуги следует только через проверенные сайты, нельзя переходить по сомнительным ссылкам в сообщениях.
«Вы - победитель!»
Еще одна распространенная приманка мошенников - участие в конкурсах, для чего человек должен перейти по ссылке и перевести символическую сумму в рубль или чуть больше. Следует понимать, что цель мошенников - вовсе не получить этот рубль, а реквизиты карты, которые они получают посредством так называемого фишинга, то есть через подставной сайт. Поэтому не следует участвовать в сомнительных конкурсах, особенно если в них просят заплатить, пусть и немного.
Маленький совет
Очевидно, что невозможно украсть с карты больше, чем на ней хранится. Поэтому банковские сотрудники советуют держать накопления на отдельном счете, а на банковскую карту, которая используется для ежедневных покупок, время от времени переводить небольшие суммы.
Кстати, за первое полугодие 2019 года в Татарстане было совершено более 244 млн операций по оплате товаров и услуг банковскими картами на сумму около 206 млрд рублей - на 38% больше по сравнению с прошлым годом. В день татарстанцы вместе совершают 1,3 млн транзакций по банковским картам.