На прошедшие в декабре выборы со мной впервые пошел мой сын. Восемнадцать ему исполнилось два года назад, и за это время выборов не проводилось.
Оказалось, он внимательно следил за предвыборными баталиями по телевидению и пытался разобраться в происходящем. А накануне выборов попросил меня прокомментировать расклад сил между партиями, претендовавшими на места в Госдуме.
Оставим мои комментарии, поскольку свобода выбора - сугубо личное дело каждого избирателя. Хотелось бы поговорить вот о чем. Хоть я и старалась определить сначала для себя, чтобы потом пересказать сыну, что в предвыборных программах отличает одну партию от другой, все равно получалось - каждая партия в разных словах перепевает одну и ту же мысль: мы сделаем жизнь россиян лучше. И даже средства достижения этой цели у всех кандидатов назывались примерно одинаковые - борьба с коррупцией, повышение зарплаты бюджетникам, обеспечение экономического роста...
Так чем все же реально различаются партии в сложившейся избирательной системе? За кого реально голосуют или не голосуют наши избиратели?
У меня сложилось впечатление, что российский электорат делает свой выбор... иррационально. Он голосует за конкретных людей, а не за то, что они говорят. Выходит, выбирает не головой, а глазами?
На предстоящих в это воскресенье выборах в Госсовет республики нам впервые придется голосовать не только за конкретных кандидатов в депутаты, но и за партийные списки. И я уже прикидываю, что рассказать сыну о тех партиях и блоках, которые претендуют на места в татарстанском парламенте. В первую очередь бросается в глаза, что СПС и «Родина» у нас представляют собой совсем не то, что выступало под этими названиями на предыдущих федеральных выборах. И коммунистов у нас больше, чем на выборах в Думу...
Информации по различиям одних от других стало еще меньше. Следовательно, избиратели, как обычно, будут доверять не строчкам в программах, а станут судить, кто кем работает, чем владеет, сколько зарабатывает.
То есть будут голосовать за самих людей, а не за их обещания.
И даже не за конкретных людей, а за собственные о них представления!
Другое дело, что вряд ли большинство избирателей отличат свои собственные представления о том или ином кандидате от тех, которые им навязали имиджмейкеры и политтехнологи.
Однако мне не хотелось бы считать, что народ слеп и идет на поводу манипуляторов общественным мнением. Во всяком случае, в России еще не было ни разу таких выборов, исход которых не стал бы неожиданностью для наших телевизионных комментаторов. Значит, не все можно срежиссировать?
С другой стороны, хотелось бы верить, что воля народная, складывающаяся из миллионов отдельных волеизъявлений, все же более мудрая, чем многоходовые сценарные конструкции самых опытных пиарщиков.
Мы станем жить лучше. Другое дело, когда это «лучше» настанет, окажется, что не все из нас представляли его именно таким.
Светлана ЗАКИРОВА.