Народная тропа: просто и удобно?

news_top_970_100

Пробираясь между лужами, я торопливо шагал к станции метро. Обычный утренний маршрут стал немного приятнее для глаз - на улице Назарбаева отремонтировали сквер, установив там памятник выдающемуся казахскому поэту Абаю Кунанбаеву.

Сквер, к слову, отремонтировали очень качественно. Проложили удобные и красивые дорожки, уложили газон с плотной зеленой травой. Однако люди-то не изменились. Взгляд неизбежно цепляется за тропинку, которую горожане протоптали посреди газона всего за пару недель.

И тут можно посетовать, мол, до чего же народ бескультурный. Но так ли это в действительности?

Козьи тропы

Как только не называют такие вот стихийно образовавшиеся дорожки - козьими тропками, бычьим следом... Но давайте будем использовать более поэтичный вариант - народные тропы.

Почему они возникают? Да из простого стремления людей к удобству. Как известно, кратчайший путь между двумя точками - прямая. Вот и возникает у кого-то желание сократить путь. Стоит одному пройти, за ним следом обязательно пойдут другие. Вот так и возникают естественные тропки, которые не слишком-то эстетично выглядят, но зато представляют из себя самый простой и удобный маршрут.

Городское планирование

К слову, основной причиной появления таких вот тропинок является недостаток продуманного планирования городской среды. Если в городе отсутствуют удобные и доступные пешеходные маршруты, люди начинают искать альтернативы. Часто это происходит в новых жилых районах, где еще не завершено благоустройство территории, или в старых районах, где дороги и тропинки не соответствуют современным потребностям жителей.

Признаться, временами возникает ощущение, что те, кто проектируют городские пространства, вообще не ходят пешком. Зачастую пешеходная дорожка идет по самому неудобному маршруту, а временами упирается в клумбы и другие препятствия в самых неожиданных местах. Впрочем, в Казани таких примеров становится все меньше. В новых городских парках и скверах дорожки, как правило, удобны. А при ремонте дворов стали учитывать мнение жителей.

Народная молва приписывает гениальное в своей простоте решение этой проблемы выдающемуся физику-теоретику и нобелевскому лауреату Льву Ландау. Известно, что при строительстве Академгородка он разрешил своим сотрудникам ходить там, где удобно. А потом просто велел заасфальтировать эти дорожки. Впрочем, приписывают эту идею и Королеву, и Капице, и Курчатову.

Надо сказать, такую вполне очевидную идею зачастую предлагают и в разных российских городах. И местами ее успешно применяют. Например, в Московской области в 2021 году была запущена программа «Народная тропа».

Новые стихийные тропинки в этих благоустроенных местах, как правило, не появляются, а это лучшее доказательство действенности метода.

Грязь и травмы

Так что, выходит, нам следует поблагодарить этих отважных первопроходцев, прокладывающих нам удобный и короткий путь?

Все же следует учитывать, что короткий путь - не всегда самый хороший. Протаптывание тропинок приводит к деградации зеленых зон. Поврежденные участки могут не восстанавливаться долгое время, а открытый грунт всегда является источником грязи в плохую погоду.

Во-вторых, это создает визуальный беспорядок. Не стоит недооценивать вред от него. Согласно теории разбитых окон видимые признаки безнадзорности и неуправляемости в общественных местах могут привести к увеличению уровня преступности и антисоциального поведения.

К тому же народные тропы зачастую являются источником повышенной опасности. Как правило, в плохую погоду, особенно зимой, они оказываются крайне скользкими, что повышает риск травм.

news_right_column_240_400