Наш Петрович

8 декабря исполнится три года, как завершился жизненный путь заместителя главного редактора газеты «Казанские ведомости», заслуженного работника печати и массовых коммуникаций РТ Алексея Краснова.

news_top_970_100

В память о нашем друге и коллеге, замечательном поэте и очень светлом человеке мы решили возродить поэтический конкурс «СтихиЯ», который пять лет назад задумал и впервые от начала до конца провел сам Алексей Петрович. Но отныне конкурс будет носить имя Краснова!

Мы с Лешей знакомы с первых лет в журналистике, начинали в газете «Комсомолец Татарии» еще студентами (Краснов заканчивал журфак Казанского университета, а я приехал на практику из московского Литинститута). И дружили всю жизнь, что называется, домами.

Во время работы в «Казанских ведомостях» мы с ним придумали много разных конкурсов, акций. Конечно, именно Краснов выступал генератором идей, а мне разрешал несколько подправить и довершить первоначальный замысел.
Остановлюсь на трех таких разных проектах. Ровно четверть века назад, когда я работал в журнале «Казань», а Леша выходил покурить из соседнего подъезда, где до сих пор располагается редакция «КВ» (перед тем он обычно звонил, дескать, не пора ли нам пора), Краснов предложил поучаствовать в подписной кампании «Казанских ведомостей», сочинить какой-нибудь сценарий и обыграть его на страницах газеты.

Я предложил снять мини-сериал! На видео, само собой, мы тогда не замахивались, что-то вроде короткого комикса, в виде фото с подписями, главное, с добрым, запоминающимся героем... И на эту роль я предлагал самого Краснова. Ну конечно, Алексей категорически возражал, даже возмущался. Но я знал, как обломать упрямца! Написал три коротких истории, где главным действующим лицом выступает некий Петрович.

Показал главному редактору «КВ» Якуповой. Венере Абдулловне сценарии сразу зашли - она горячо поддержала кандидатуру на главную роль. Дядя Леша, как я привык его называть, еще покапризничал, но больше для вида. И мы начали снимать фотосериал в свободное время. То есть по субботам. Помню, что-то фоткали на рынке вдоль улиц Адоратского - Лаврентьева. Поливали картофельную рассаду у меня на подоконнике, потом сажали ее на нашей даче возле Жилки.

А в газете той осенью 2000 года стал выходить «Наш Петрович» - короткие житейские истории, которые обязательно заканчивались какой-нибудь простой сентенцией героя. Типа «Любишь кататься - люби и саночки возить». Или автомобиль чинить. Я не помню, сколько серий у нас вышло, наверное, с десяток точно. Но, судя по отзывам подписчиков и телефонным звонкам в редакцию, наш Петрович читателям приглянулся, полюбился!

Так Алексей Краснов на многие годы стал лицом «КВ», с его портретами выходили даже настенные календари. И победителей конкурса «Тайна черного пакета» традиционно награждал тоже «наш Петрович».

Другая наша затея также имела многолетнее продолжение. Однажды в редакцию обратилась начальник управления культуры г. Казани Альфия Тутаева, дескать, не поможете придумать некую акцию, такую же необычную, как памятник народной песне «Во поле береза стояла» в виде живой березки (об этой нашей акции писалось не раз, а сама береза с мемориальной доской по-прежнему растет в сквере на улице Ершова у проходной завода «Электроприбор»).

Помню, мы с дядей Лешей особо и не напрягались. Вышли на крыльцо, закурили по одной... Слово за слово - и сразу сошлись на простой, но веселой задумке: провести городской конкурс на лучшего Деда Мороза. От каждого района (тогда в Казани их было семь) в начале декабря в редакцию «КВ» приехали исполнители, утвержденные на роли Деда Мороза и Снегурочки, чтобы открывать районные елки. Они приняли участие в несложных, шутливых и добрых конкурсах, а члены «компетентного жюри», подсчитав набранные баллы, назвали имя лучшего дедушки.

Новостные вечерние репортажи об этом конкурсе на местных телеканалах сразу привлекли внимание горожан. Да и самим Дедам Морозам идея понравилась. Так что со следующего года такие предновогодние конкурсы проводились уже в разных дворцах культуры, с помпой и соответствующим финансированием... Разумеется, автора идеи - Алексея Краснова - новые руководители управления культуры уже не вспоминали. Но Леша только посмеивался, дескать, дарю идею родному городу, нам не жалко.

А последней нашей совместной акцией, с которой я начал воспоминания, стал поэтический конкурс «СтихиЯ». Но тут Алексей Петрович все придумал от начала и до конца, от названия до регламента. И просил меня как председателя Казанского представительства Союза российских писателей возглавить жюри. Я с радостью поддержал красновскую идею, хотя не ожидал поначалу, что она получит такой читательский резонанс. Посещаемость сайта kazved.ru в связи с проведением конкурса «СтихиЯ» возросла многократно и побила все рекорды! Но главное, в редакцию пришли десятки поэтических подборок - как от профессиональных литераторов, так и от начинающих стихотворцев, начиная со школьников и кончая «юными пенсионерами».

Прелесть Лешиной задумки в том и состояла: никаких ограничений, все желающие могут попробовать свои силы в сложении стихов. И даже победителей определяют сами читатели газеты! А мы в жюри только утверждаем окончательные результаты.

Тот конкурс успешно завершился пять лет назад. И уже три года нет с нами Алексея Краснова, которого, честно говоря, так нам не хватает... Поэтому мы решили возобновить конкурс «СтихиЯ» и назвать его именем основателя.

Открою маленький секрет редакционной кухни: в том первом конкурсе дядя Леша решил и сам участвовать, правда, сомневался, спрашивал мое мнение. Я решительно поддержал товарища, тем более стихи он всегда публиковал под псевдонимом - Константин Алёхин.

Краснов с детства писал стихи, правда, далеко не каждому в этом признавался. Я все годы подбивал его собрать маленькую книгу стихотворений. Но при жизни Алексей Петрович стал автором лишь одной большой поэтической подборки - в журнале «Элита Татарстана». А сборник его стихов, надеюсь, мы еще издадим.

И публикацию стихотворений конкурсантов «Стихии-2024» имени Алексея Краснова разрешите открыть именно ему.

Александр Воронин
член жюри конкурса, заслуженный работник культуры РТ, председатель Казанского представительства Союза российских писателей

Константин Алёхин

Надежда

Когда враг, когда руки в крови,
Когда взмах и наотмашь лопатой,
Ты себя вместе с ними взорви
На прощанье последней гранатой.
Когда друг у тебя на руках,
Когда мышцы немеют от боли,
Ощути в воспаленных глазах
Удивленную капельку соли.
Когда падают звезды в ночи
И взрываются от падения,
Матерятся в санбате врачи,
Превращая в вечность мгновения.
И у смерти потеет одежда.
Ее роль здесь совсем непроста.
У живых есть в запасе надежда,
А в кармане иконка Христа.

news_right_column_240_400