- Ваша серия «Истоки» о городе Болгаре, как и свияжский цикл из серии «Провинциальная Россия», не раз демонстрировалась на выставках…
- ...но спешу предупредить, никакой конъюнктуры! Все так замечательно сошлось, что первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, передав бразды правления главы республики Рустаму Минниханову, решил заняться восстановлением этих исторических памятников - религиозных святынь татарского и русского народов. Меня эти два города интересовали давно, там я очень много снимал. Объяснение простое. Я родился и вырос в Куйбышеве (ныне Болгар) и прожил там 30 лет.
- Вячеслав Алексеевич, с чего начиналось увлечение фотографией?
- Когда я пошел в первый класс, дядя подарил мне фотоаппарат «Смена». Вот уж от души нащелкал родную природу, соседей, близких людей! А по-настоящему увлекся съемкой-проявкой где-то в четвертом классе. Научился грамотно составлять реактивы и печатать карточки. В старших классах мои «произведения» появились в районке. Меня тогда многое привлекало: любил литературу, интересовался историей… Однако о журналистике всерьез не задумывался. Больше занимали спорт и техника. Уже в десятом классе получил водительские права и после школы несколько месяцев поработал шофером в АТП – это были те самые годы, когда шоферня любила клеить на лобовом стекле грузовиков портреты Сталина.
Небо и море
- Что сбылось из того, о чем в молодости мечтали?
- Я мечтал о небе – и поступал в Армавирское летное училище. Увы, не прошел медкомиссию. В истребительную авиацию набирали как в космос. Пошел в армию, служил на Северном флоте. После службы думал устроиться на большой морозильный траулер. И эта мечта разбилась о реальность: демобилизовавшись, поехал домой погостить – а там непредвиденные обстоятельства, не отпустившие меня. О море пришлось забыть. Тут в районной газете освободилось место фотокорреспондента, и я начал работать. В редакции за десять лет прошел настоящую школу журналистики.
Семья и школа
Но практика практикой, а знание теории тоже необходимо. Поэтому окончил заочный университет искусств, факультет кино-фото. Параллельно учился на журфаке КГУ, где руководителем дипломного проекта был Юрий Иванович Фролов. На его фотографиях я впервые увидел Свияжск и узнал о судьбе острова-града. Очень захотелось побывать там и запечатлеть уникальный уголок, пока не начались активные реставрационные работы. И это мне, надеюсь, удалось.
Годы странствий
- Моя журналистская деятельность неоднократно прерывалась. В перерывах этих работал в разных местах и на разных должностях. Умудрился даже преподавать физику в профессиональном училище, а в лихие 90-е осваивал просторы Западной Сибири. Когда вернулся, решил осесть в Челнах. Здесь и возникла идея создать журнал. Это был самый тяжелый для автограда период безработицы. После пожара на заводе двигателей КАМАЗ долго не мог оправиться… Страна переживала дефолт. Но мы рискнули. И сначала открыли газету «Регион-информ», из которой через полтора года вырос журнал «Лидер Татарстана».
В центре нашего внимания были успешные руководители крупных компаний, политики, молодые бизнесмены, талантливые деятели науки и искусства, спортсмены. Люди авторитетные и интересные, стремящиеся поднять престиж Татарстана. Мы не пытались изобретать велосипед - все семь слонов успеха СМИ известны по телеэфиру. Читателей и зрителей всегда привлекали насилие, секс, знаменитости… Но о насилии и сексе говорить не хотелось. Я воспитан на других моральных устоях. Не хочу, чтоб наши дети и внуки стояли на панели или сидели на игле… Важно, чтобы людей вдохновляли хорошие примеры. А таких в республике можно бесконечно черпать практически во всех областях – и политики, и руководители предприятий, и доктора, и художники. Почему об этом не рассказать? Жаль, что у Запада мы перенимаем лишь страшилки. В головах молодых - монстры вроде Фрэдди Крюгера и прочая дребедень. Западная цивилизация не случайно тратит колоссальные средства на то, чтобы их стиль жизни, их ценности распространялись по всему миру. Это не только борьба за рынки сбыта, но за мозги и души! Сколько можно проигрывать информационные войны? Или Цхинвал ничему нас не научил?
Большая Россия и малая родина
- В выходные люблю сесть в машину и поехать в дальний уголок. Костерок на берегу, рыбалка – это осталось с детства. Иногда в деревне сталкиваешься с картинкой, которую невозможно придумать в кабинете. Скажем, несет старушка на коромысле… не ведра, а пятилитровые пластиковые бутыли. Вроде ничего особенного, но кадр получился отличный. Или однажды вдруг вижу, как на завалинке одного из деревенских домов мужик стрижет машинкой другого. Остановился, спросил, можно мне пофотографировать. Ответили просто, сымай, мол, коли охота. Главное в искусстве фотографии – момент, который никогда больше не повторится. Постановочный кадр не передаст подлинности факта.
Шило и «мыло»
- С приходом цифровой камеры фотографам стало легче?
- Не могу привыкнуть к модному определению «фотохудожник». С переходом на цифру любой может взять фотоаппарат – и пожалуйста, уже художник! Но профессионализм от дилетантства тем и отличается, что мастер умеет раскрыть тему материала и выразить главное минимумом выразительных средств. Как не вспомнить еще с советских времен известное выражение про кадры, которые решают все! Ну где у нас готовят фотожурналистов? Да нигде! На журфаке КГУ до сих пор нет отделения фотожурналистики, хотя многие годы тот же Юрий Иванович Фролов своим энтузиазмом буквально заражал студентов искусством профессиональной фотографии. В других городах положение еще хуже. Сегодня в СМИ практически исчез фоторепортаж. А ведь именно по нему через двадцать-тридцать лет будут изучать наше время. И что увидят потомки? Отчеты с официальных мероприятий? Почему бы сегодня не заняться тем, что можно назвать летописью нашего времени?
Тридцать пять лет назад я начал снимать Болгар, но серия «Истоки» возникла лет пять назад, когда на святые места мусульман стали массово приезжать паломники и просто туристы. Сегодня она насчитывает более ста выставочных фотографий и год от года расширяется. Выставки с успехом прошли в Национальном музее РТ, на международном форуме СМИ в Дагомысе, Центральном доме журналистов в Москве. И везде зрители, увидев склоненные в намазе спины, удивляются – неужели фотограф снимал не на Ближнем Востоке, а в Татарстане?
В Москве меня поразила молодая журналистка, которая, увидев работы из серии «Провинциальная Россия», удивлялась, как мы там живем? Оказывается, на самом деле выросло поколение, которое уверено, что планета Земля заканчивается за Московской кольцевой автодорогой…