Куда стекаются караваны шишек
Ранним морозным утром корреспонденты «КВ» отправились в Сабинское лесное хозяйство. Им почти 30 лет - до 1990 года - руководил Нургали Минниханов, отец нынешнего главы республики. Именно он стал одним из первых лесоводов-новаторов, внедривших в Татарстане способ постепенно-выборочной рубки леса, а также метод безотходной технологии, заключающийся в вырубке лишь спелых деревьев и применении оставшегося после заготовки леса в производстве товаров.
Нашей целью было увидеть настоящий зимний лес и его хранителя - лесника. Уже подъезжая к искомому месту и размыкая сонные очи, мы почувствовали: вот он, заповедный край, где и работа, и природа не то что в городе.
Новогоднее настроение приходит из леса.
Перед встречей с лесником специально для нас начальник лесного селекционно-семеноводческого центра ГБУ «Учебно-опытный Сабинский лесхоз» Азат Зиннатуллин провел небольшую экскурсию. Сюда, в центр, стекаются караваны шишек от разных пород из районов республики. Указующий перст Минлесхоза РТ определяет, какой лесхоз сколько и что должен сдать.
Мы в большом помещении, где обрабатывают поступившие шишки. Это не просто шишки, это будущий лес. Их хвойный аромат чувствуется уже с порога. Шум от работающих агрегатов, которые сортируют, калибруют, моют и сушат шишки, настолько громкий, что плохо слышно собеседника, стоящего в двух шагах. Однако таковы законы природы: не производя посевной материал, нельзя восстановить лес. К слову, мы узнали, что в Татарстане процент лесовосстановления - более 100.
Азат Зиннатуллин рассказал, что в центре сначала сортируют шишки по размеру, поскольку маленькие не дают годный посевной материал. Приоритет отдается крупным и закрытым.
Здесь «добывают» посевной материал всех основных лесообразующих пород (елки, сосны, лиственницы, березы), подходящий именно к нашему умеренно континентальному климату. Можно, конечно, дополнительно выращивать и кедры, к примеру, однако для лесовосстановления кедры не играют большой роли. Зиннатуллин объяснил корреспонденту, что итоговый выход семенных пород здесь не очень большой. К примеру, полезный «выхлоп» для сосны - это примерно 1%. Для елки чуть выше - плюс-минус 2 или 3%. Можно только представить себе, какой это трудоемкий процесс!
Весь посадочный материал высаживают в четырех теплицах, находящихся тут же поблизости. В них всегда поддерживается комфортный температурный режим (в случае жары открывают фрамуги для проветривания). Саженцы в теплицах поливают с помощью собственной лесхозовской мелиоративной системы. Здесь же находятся 13 полей доращивания общей площадью 3,2 гектара.
Клонирование - не только в фантастических романах
В центре производят посадочный материал не только, так сказать, естественным путем. При нем существует лаборатория микроклонального вегетативного размножения In Vitro. Кратко суть ее деятельности можно описать как отбор плюсовых деревьев и кустарников в республике для получения высококачественного посадочного материала декоративных растений и ягодных культур. А еще проще: это то самое клонирование, о котором много писали в фантастических романах. Этот метод сокращает время роста растений в десятки раз. Например, ежевика или смородина прорастают до первых плодов буквально за две недели. Это какой же урожай можно получить?!
Такой селекционный центр уникален в масштабах всей страны. Но у него есть свои проблемы. В первую очередь кадровые. По словам Зиннатуллина, сегодня все хотят быть блогерами, а не трактористами. Хотя без блогеров прожить можно легко, а вот без тракториста и лесника не получится: кушать-то хочется всегда.
Впрочем, в Сабинском лесхозе знают решение этой проблемы: лесников надо готовить с младых ногтей. И точно не в блогеры. Поэтому в Сабинском районе открыли почти 40 пришкольных лесничеств. Ребята в них не просто изучают лес, а трудятся в лесничестве. Потому, наверное, школьные команды из Сабинского района регулярно побеждают на общероссийских соревнованиях, проводимых в этой отрасли. Ученики зарабатывают баллы, которые потом можно потратить на школьные принадлежности. «Хотим, чтобы наши школьники после того, как школу закончили, поступили в аграрный университет и вернулись к нам в лесхоз. Если хотя бы из 10 - 20 детей один к нам вернется, это будет уже хороший результат, удастся сохранить наши знания и навыки, передать наш опыт следующим поколениям», - делится планами начальник селекционного центра.
Беречь лес надо в том числе и от пожаров. Для этого в поселке Лесхоз находится лесопожарная станция 3-го типа. Ее начальник Рамил Ризванов обстоятельно перечисляет, какое оборудование и какие машины помогают пожарным защищать лес. А у них есть для этого все необходимое. Пожарный показывает болотоход, который способен добраться в самую непроходимую часть леса.
Из суровой зимы - в лето
Нас ведут к чуду: вокруг самые настоящие пальмы, кофейные и банановые деревья, а также много других экзотических для наших мест растений. Бассейн плавно пересекают живые карпы, ожидая, когда их наконец покормят. Связка пока неспелых небольших бананов свисает прямо над моей головой, как бы предлагая сделать фотоссесию. Заинтригованы? В Сабинском лесхозе есть собственный дендрарий. Его гости в любое время года могут насладиться летними пейзажами. И плодами, кстати. Особо хочется отметить, что его создали всего пять лет назад. Потому что настоящий лесхоз - это не только про елки, но и про бананы.
Насладившись тропическими видами, мы снова выходим на морозный воздух. А лесника все нет. Но нас ведут в такое место, где можно своими глазами увидеть: лес - это богатство в самом прямом смысле этого слова. При Сабинском лесхозе работает поддонный цех, где местная древесина превращается в готовую продукцию. Ее покупают, в частности, гиганты республиканской нефтехимии. Причем востребованность поддонов только растет. Бывает, имеющихся у цеха мощностей не хватает для выполнения заказа. Поэтому на складе всегда предусмотрен запас. Впрочем, здесь делают не только поддоны. Цех производит и древесные капсулы для отопления. Причем топить ими выходит дешевле, чем газом. Мастер поддонного цеха Александр Саймуллин рассказал, что их рабочий день начинается с 7.00, а заканчивается в 16.00. Работников привозят в цех и в конце смены развозят по домам.
Наравне с мужчинами здесь трудятся и женщины - полное гендерное равенство. По словам Саймуллина, зарплаты здесь хорошие: при выполнении нормы можно получить 45 тысяч рублей. Обычно норму перевыполняют, так что по факту доходы работников цеха выше.
Тут же есть и настоящая творческая мастерская, в которой бережно сохраняют культурные традиции: плетут из лозы корзинки различной конфигурации, раскрашивают деревянные изделия - от солонок до матрешек. И вся эта рукотворная красота в виде сувениров расходится по стране.
Встреча в лесу
После посещения цехов мы наконец-то встретились с настоящим хозяином леса. На вид самый обычный человек. Только форма выдает его профессиональную принадлежность. Участковый лесничий Шеморданского лесничества Ильгиз Зиннатуллин - очень скромный и потому немногословный. Если по дороге в лесхоз мое воображение рисовало полную приключений жизнь среднестатистического лесника - схватка с медведем, погоня за браконьерами, то реальность оказалась куда прозаичней. Сам Зиннатуллин скромно упомянул, что ничего тяжелого в его работе нет. Сомневаюсь, что обойти участок проще простого. Особенно зимой. А еще лесникам приходится сажать деревья. Тоже «ничего сложного». Просто блогер явно с этим заданием не справится.
Дальше Зиннатуллин описывает обычный рабочий день: «В 7 утра получаем у руководителя лесничества задания на патрулирование, выстраиваем маршрут. Цель нашей работы - не допустить незаконной вырубки. А в пожароопасный сезон следим, чтобы не разжигали костры». В одном лесничестве на 11423 гектара работают пять государственных инспекторов. И их вполне хватает. Лесники вправе задержать нарушителей для составления протокола. А если встречается компания не совсем трезвых мужчин, то у лесников есть контакты представителей правоохранительных органов. «Когда задерживаем, объясняем: если в течение года составим два протокола, это уже автоматически пойдет как уголовное правонарушение», - говорит лесник. Впрочем, в его практике до такого не доходило.
Ходят лесники, кстати, по двое. Плюс водитель. В случае чего усмирят и уже упомянутого медведя. Впрочем, Зиннатуллин советует всем избегать встреч с медведями. А если уж встретили, как можно быстрей ретироваться. Сам он за всю свою долгую службу косолапого так и не повстречал. Однако не стоит забывать, что мы все-таки в татарстанском лесу, а не в Сибири.
На вопрос, что нужно, чтобы стать лесником, он отвечает просто: надо любить лес.
«А какое из деревьев, на ваш взгляд, самое главное в лесу?» - поинтересовались сотрудники редакции. «У нас из деревьев считается главной породой елка. Ценная порода, которая живет в среднем до 80 лет», - моментально отреагировал Зиннатуллин.
В качестве новогоднего пожелания он решил обратиться ко всем, кто ходит в лес и особенно к городским жителям: «Берегите лес! Хотя бы убирайте за собой. Ведь природа сама себя не спасет, а она нам еще ой как пригодится!»