«Не хочу в школу!»

Если вы тот счастливый родитель, который ни разу не слышал этот крик души вашего ребенка, значит, вам сильно повезло. Чаще всего сей категоричный вопль раздается в конце самой длинной, третьей четверти. Эту сложную для родителей проблему «КВ» обсуждают с педагогом-психологом 1-й категории Розой Шайхутдиновой.

news_top_970_100
Автор фото: http://qcd.ru

- Роза Раисовна, почему у ребенка возникает стойкое нежелание идти в школу? - У каждого возраста свои причины. Например, не ладятся отношения со сверстниками или учителем. Могут быть проблемы в учебе, когда успехов по какому-то предмету или многим другим добиться не удается. Двоек избежать не получается, а самолюбие не позволяет «позориться» перед одноклассниками. В первом классе нежелание идти в школу часто возникает у социально неадаптированных детей. Например, у тех, то не ходил в детсад. У них нет навыков общения со сверстниками и коллективом. Они привыкли воспринимать себя как единицу семейной ячейки, притягивать внимание только к собственной персоне. И не понимают соотношения «я – мы». Такие дети могут быть излишне заласканными, социально незрелыми. Школьная обстановка, которая требует определенной ответственности и терпения, для них тяжела. 
- Как помочь ребенку в каждой из этих ситуаций?- Прежде всего родителям надо выяснить причину проблемы. Но не авторитарно, с допросом. Это должен быть мягкий доверительный разговор, в котором ребенок принимает равное участие и не чувствует себя виноватым или униженным. Проявите уважение к его проблеме и переживаниям. Неплохо поговорить с классным руководителем, друзьями. Посмотрите дневник, по какому предмету больше всего двоек? Если выяснилось, что проблема в отставании по какому-то предмету, решить ее несложно. Это дополнительные занятия, привлечение репетитора, помощь друзей. Сложнее в случае конфликта с учителем или одноклассниками. 
- Поменять школу – выход? - Только в крайнем случае! Так проблемы не решаются. Не будете же вы всю жизнь менять школы, рабочие коллективы. Лучше учить ребенка выстраивать отношения со сверстниками и уметь выходить из конфликтов. Если он не научится,  может найти за пределами школы и на улице группу сверстников и примкнуть к ней. При этом будет психически отождествлять себя с детьми из этой группы, ориентироваться на ее социальные ценности и установки, нормы поведения. Это достаточно сильная психологическая зависимость. Хорошо, если будет положительная социальная группа. А если нет? 
- А как быть с первоклашками? - Еще до поступления в школу ребенок должен усвоить: есть вещи, которые делать не хочется, но надо. Если он относится к группе социально неадаптированных, то и родителей, и учителя ждет большая работа по наверстыванию упущенного. Причем роль педагога здесь исключительно велика. Многое зависит от его личности. От того, насколько он сможет расположить к себе ребенка, завоевать его интерес и доверие. Главное, эта ситуация поправима. Чтобы таких проблем не возникало, еще за два-три года до школы надо готовить ребенка к мысли о том, что он станет школьником. И  у него появятся серьезные обязанности и ответственность. То, что произойдет с ребенком в первом классе, как он воспримет себя в новом качестве, крайне важно – это задел на всю его будущую жизнь. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100