Недобросовестная конкуренция: разные формы нарушения закона

В настоящий момент в связи с развитием рыночных отношений некоторые недобросовестные хозяйствующие субъекты с целью обогнать и обойти конкурента прибегают к действиям, нарушающим закон, тем самым ставят под угрозу своих конкурентов всевозможными путями.

news_top_970_100
В связи с этим государство стремится обеспечить единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свободу экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.Чтобы не допустить совершения таких действий, государству необходимо определить правовые и организационные основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, что и закреплено в Федеральном законе №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 октября 2006 года.Остановимся более подробно на формах недобросовестной конкуренции. ФЗ «О защите конкуренции» в статье 14 определяет 6 таких форм:Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.Это одна из наиболее часто встречающихся форм конкуренции, выявление которой связано с установлением факта распространения таких сведений. В Постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также по деловой репутации граждан и юридических лиц» под распространением понимается опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, других средствах массовой информации, в том числе в сети интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной форме, в том числе устной, хотя бы одному лицу. При этом сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.В соответствии со ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности в таком случае актом недобросовестной конкуренции признается акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
Такая форма недобросовестной конкуренции наиболее часто встречается при рекламировании товаров и услуг. Таким образом, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Это может быть, к примеру, год создания компании, рентабельность, оборачиваемость товаров, валовая выручка за год, определенные свойства товаров. Объективное подтверждение - например, победа в конкурсе или проведенная экспертиза.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса РФ охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания), изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.Таким образом, продажа, обмен или иное введение в оборот товара при незаконном использовании вышеперечисленного является актом недобросовестной конкуренции.
Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.Пожалуй, самым близким и понятным читателю примером данной формы является пример распространения коммерческой тайны. Как это часто случается, один хозяйствующий субъект, как правило, менее успешный, пытается заполучить секрет производства, механизм изобретения, промышленные образцы, то есть то, что делает более успешным другого хозяйствующего субъекта, и впоследствии использовать полученную информацию в личных целях либо в целях разглашения. А тайна, как известно, на то и тайна - конфиденциальна. Аналогична ситуация с незаконным получением, использованием и разглашением информации, составляющей иную охраняемую законом тайну.Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.В данном случае речь идет о том, что юридическим лицом не допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Данная норма по аналогии применяется и к использованию исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Правообладатель может требовать прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.Таким образом, если вы считаете, что ваши права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ущемлены, если вы считаете, что в отношении вас (вашей организации) был осуществлен акт недобросовестной конкуренции, просим вас обращаться с соответствующими заявлениями в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.

news_right_column_240_400