Несколько советов первокурсникам, или Чем школа отличается от университета

Почти каждый скажет, что студенческая пора - одна из самых удивительных и насыщенных в жизни. И я, пожалуй, не исключение. Только вот так получилось, что мой студенческий стаж перевалил уже за 7 лет, а сейчас, спустя почти 15 лет после окончания школы, я вновь получаю высшее образование.

news_top_970_100

Скажу честно, в нынешнем возрасте я оказался куда более способным студентом, нежели в 18 лет, да и учеба в вузах сильно изменилась за последние годы. Потому хочется взять на себя смелость дать несколько советов первокурсникам, а заодно рассказать, чем учеба в школе отличается от университета. Сразу оговорюсь, тема сегодняшнего обсуждения - не то, как завести друзей и интересно прожить студенческую пору, а о том, как сделать так, чтобы выражение «есть что вспомнить» касалось не только волнительных событий, но и знаний в голове.

Специализация

Начнем с приятного. Университет может стать райским местом для тех, кто сознательно, по интересам и способностям выбрал специальность. В школе приходится одинаково усердно готовиться ко всем предметам, по крайней мере в идеале. И это, по большому счету, правильно, ведь базовое образование на то и базовое, что закладывает фундамент для всего будущего обучения. Только вот интересы ребенка бывают очень широки. Лично я, будучи в школе чистым гуманитарием, едва высиживал уроки алгебры, зато как рыба в воде чувствовал себя на литературе и истории. Проблему частично решают профильные классы и учебные заведения, но именно лишь отчасти. ЕГЭ по русскому языку и математике сдавать приходится всем, пусть и в разном объеме.

В университете все иначе. Не считая общеобразовательных предметов, входящих в стандарт высшего образования, таких как философия, логика, история, экономика и других, в вузах обучают только специальным предметам. При правильном выборе профессии проблем с мотивацией и усвоением знаний просто не возникает. Но, увы, так бывает не всегда и не у всех. За кого-то вуз или факультет выбрали папа с мамой, кто-то совсем неверно представлял себе будущую профессию, а кто-то приходит в вуз за корочкой, не имея ни интересов, ни амбиций. Такие студенты, как правило, не учатся, а тянут лямку от сессии до сессии, уныло отбывая учебную повинность. Признаться честно, первый мой опыт обучения в университете был именно таким.

Неправильно выбрав профессию, я не получал от учебы удовольствия, а главное, даже не представлял, что может быть иначе. И тут я хочу дать небольшой совет, сводящийся к двум вариантам.

Первый. Получить не самый интересный для вас бакалавриат, чтобы сменить специализацию в магистратуре. Вариант для людей волевых, потому что речь идет именно о настоящей учебе, а не об отбывании повинности. Можно сколько угодно ругать систему бакалавриата и магистратуры, но стоит отметить, что последняя дает возможность получить совершенно неожиданную и даже уникальную специализацию, благо развитие высшего образования на сегодняшний день идет в сторону расширения перечня таковых. Но все это возможно только после получения бакалавриата.

Второй. Вовремя осознать ошибку и сменить профессию. Бросать университет при этом вовсе не обязательно, существующая система образования позволяет менять не только направления и факультеты внутри вуза, но даже перевестись в другое учебное заведение. Важно сделать это как можно раньше, ведь для перевода необходимо сдать академическую разницу, а она с каждым новым курсом увеличивается. Впрочем, есть у этого решения и очевидный минус - при переводе далеко не всегда удается сохранить бюджетное место.

Свобода

Ох уж это сладкое слово, ставшее причиной отчисления не одной тысячи студентов. Так сложилось, что подход к контролю за посещаемостью и успеваемостью обучающихся в школе и вузах совершенно разный. И хотя для будущих студентов это вовсе не очевидно, здесь для них кроется немало подводных камней.

В школе, особенно с учетом появления электронных дневников, о каждом пропущенном уроке, каждой двойке, невыполненном домашнем задании становится известно родителям. И это правильно, ведь далеко не все дети могут самостоятельно мотивировать себя на учебу. Сложнее тем, кто хорошо учится, но при этом продолжает испытывать давление. Таким ребятам в университете дышится куда свободнее. А вот разгильдяям и просто неорганизованным ученикам приходится туго.

В университете о неудачах своего чада родители чаще всего узнают после его отчисления. Хотя один мой знакомый был отчислен на втором курсе, после чего караулил дома, чтобы перехватить заказное письмо об этом. После этого он благополучно подделывал записи в зачетке, делая вид, что продолжает учиться. Апофеозом этого стало то, что он попросил у одногруппника диплом, чтобы отсканировать и подделать его. Очень по-взрослому. Думаю, не нужно говорить о грустном финале этой истории.

Отсюда следует очевидный, но крайне важный совет - учиться распределять свое время. Будем честны, в школе наличие дневника для большинства учеников - пустая формальность, многие его заполняют из-под палки. В университете иметь ежедневник - разумная необходимость, равно как и привычка регулярно в него заглядывать. Особенно это важно для выполнения заданий, которые преподаватели дают на длительный срок, например на весь семестр. В начале учебы это кажется невообразимо далеким днем, поэтому напоминать себе о крайних сроках очень даже нужно.

Оценки и критика товарищей

Хочу заметить, многие первокурсники слишком много значения придают тому, как к ним отнесутся товарищи. И зря. Нет, хорошие отношения внутри коллектива очень важны, особенно при подготовке к семинарам и экзаменам, но чаще не так, как в школе.

И дело здесь в том, что с каждым годом учебы все больше студентов понимают, что они пришли за услугой - образованием, а отношения все больше становятся похожи на рабочие. И это даже удобно.

Отсюда еще один совет - не бойтесь показаться выскочкой на занятиях. Не важно, что вначале могут подумать одногруппники, потом они поймут правильность такого поведения. Регулярные и грамотные ответы на семинарах, участие в дискуссиях и хорошая работа на лабораторных - залог успешной сдачи экзаменов. Даже если преподаватель не поставит «автомат», отношение к такому студенту у него будет куда снисходительнее.

Лекции

Многие считают, что лекции в наше время - архаичная и бесполезная форма ведения занятий, которую любят ленивые преподаватели. И это справедливо, но лишь для плохой лекции. Да, преподаватель в эпоху интернета перестал быть единственным источником информации для студента, но грамотный педагог составляет и дополняет свои лекции годами, создавая уникальный материал, тем самым экономя студентам кучу времени, которое они иначе потратили бы на штудирование учебников. А еще дает выжимку именно из тех материалов, что окажутся в заданиях зачета или экзамена.

Как отличить плохую лекцию от хорошей? Элементарно. Пока преподаватель диктует, забейте в интернет-поисковике несколько первых предложений. Если обнаружится статья, которую лектор читает дословно, без дополнений и пояснений, то это, скорее всего, ленивый лектор. Если, конечно, он не является автором оригинального материала.

Итак, лекции вести нужно. А еще делать это грамотно, четко структурируя абзацы и выделяя главное. Иначе лекция превратится в кашу. Хочу заметить, записывать лекции на бумаге - не единственный способ их ведения. Печатать текст многим, может, куда привычнее, для этого отлично подойдет планшет с клавиатурой. Впрочем, для этого нужно уметь быстро печатать, а еще лучше освоить основы стенографии. Также на помощь придет диктофон. Помимо того что запись дает возможность восполнить пробелы в тексте лекции, она поможет в подготовке к экзаменам тем, кому удобнее воспринимать информацию на слух. Лично я в последнее время стал во время сессии слушать лекции по дороге в общественном транспорте.

Помните о субординации

Ощущение взрослости, а точнее, возможность говорить со старшими оппонентами относительно на равных, нередко пьянит вчерашних школьников. Да, общение между студентами и преподавателями значительно изменилось за 10 лет. Учащиеся стали куда более открыто выражать свои мысли, не боясь неудовольствия со стороны преподавателя. И это хорошо с точки зрения дискуссии. С другой, очень важно не превращать это в личное, вопрос или уточнение у преподавателя не должны преподноситься как открытый вызов. Стоит помнить, что преподаватели - люди, причем очень разные. Одна колкая фраза может стоить дополнительного вопроса на экзамене, а то и допсессии. И это не говоря о необходимости соблюдать элементарные нормы вежливости.

Итог

Как это ни банально прозвучит, но учиться всегда трудно. Но этот труд вознаграждает. Поэтому не следует создавать себе ненужных сложностей на этом тернистом пути.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100