Путь переоформления самовольно выстроенных домов бесконечно долгий и весьма затратный. На то, чтобы узаконить свой дом или участок, хозяева решаются лишь в крайних случаях, когда появляется необходимость совершения каких-либо сделок с недвижимостью. Как же отрегулировать этот процесс? Первым этот вопрос на одной из сессий КСНД поднял депутат, глава администрации Авиастроительного района Казани Фоат ИБАТУЛЛИН.
- Примерная стоимость оформления земельного участка и жилого дома - 10 - 14 тысяч рублей, - рассказывает Фоат Гумарович. - Такая сумма не каждому по карману. В основном с вопросом узаконения обращаются пожилые люди, у которых нет ни сил для того, чтобы пройти по всем инстанциям и получить необходимые согласования, ни материальных возможностей. Собственно, эта проблема состоит из двух частей - долгого и хлопотного процесса оформления узаконения и высокой оплаты этой процедуры. В планах - организация работы по предоставлению и переоформлению земельных участков по принципу «одного окна» с привлечением всех служб города, участвующих в процессе формирования и согласования участка. Но ведь администрация района не благотворительная организация, мы не можем оплачивать прохождение документов своих жителей. В бюджете на это денег нет.
- Председатель КСНД Камиль Исхаков поручил вам на сессии разобраться с этим вопросом.
- Пока процесс затянулся, все остается на своих местах. По проекту решение о переоформлении земельных участков индивидуальной жилой застройки гражданам в собственность или в аренду принимает глава администрации Казани. Органами, ответственными за подготовку решений о переоформлении прав на земельные участки индивидуальных застройщиков, являются администрации районов на подведомственных территориях. Речь идет о форме, механизмах реализации такого перехода.
Сейчас для того, чтобы узаконить свой дом и участок, гражданин обращается в городские службы - Главное управление архитектуры и градостроительства, службу земельного кадастра, затем в районную администрацию, пишет заявление на имя главы. Получив постановление, он отправляется по длинному списку различных инстанций. Завершающий этап - регистрационная палата, которая выдает свидетельство. В процессе сбора этих документов мы стараемся помогать, потому что самостоятельно пройти все эти инстанции крайне проблематично. Комиссия, которая должна была разобраться по данному вопросу, пришла к выводу, что все инстанции действуют исключительно по закону. То есть признали законным то, что узаконили сами власти. Каждая организация, которая получает плату за предоставление справки или разрешения, имеет какой-то нормативный документ. Но ведь это не решение проблемы!
- Что же вы предлагаете?
- Мне кажется, что узаконением должны заниматься районные власти, как и раньше. В крайнем случае, глава города может уполномочить районных глав выносить решения о переоформлении. Постановление районных властей должно быть действительным для регистрационной палаты. В неделю мы готовим порядка трех-четырех таких постановлений, пока по ним вопросов не было. За год в районе принимается в эксплуатацию более 140 домов и пристроев, оформляется право на более чем 250 земельных участков. Уменьшение ставок за оформление земельного участка и дома - это следующий этап. Стоимость однозначно должна быть пересмотрена. Взять хотя бы услуги Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Проверка радиационного фона земельного участка и дома стоит от 1047 рублей, проверка воздуха и воды в доме - 1616 рублей. Люди жили 50 лет в своем доме - и все у них было хорошо, ничего не беспокоило. Зачем проверять каждый участок? Можно же провести диагностику и дать заключение на микрорайон или два-три участка сразу. Все услуги очень дорогие и не каждому по карману. Сегодняшний жизненный уровень населения не позволяет платить такие суммы. Пока это главный тормоз для узаконения земель и строений. Для примера можно взять хотя бы поселок Северный Авиастроительного района - там каждый пятый частный дом не узаконен. В любом случае этот вопрос нужно довести до конца и найти оптимальное решение, которое было бы прежде всего полезно для горожан.
- Проблема узаконения частных домов в большей степени касается жителей поселков. Как вы считаете, изменилась ли их судьба со времени принятия программы «Поселок»?
- Практически программа работала только в течение одного года. Но даже за один год было сделано столько, что люди заметили произошедшие изменения. В Казани 66 поселков, там проживают 172 тысячи человек - это 1/6 часть населения города. Городские поселки нужно обустраивать и в срочном порядке решать накопившиеся проблемы. Авиастроительному району скоро 10 лет. За эти годы многое изменилось в наших поселках. Сегодня практически во всех уголках района есть телефонная связь. С транспортом тоже стало лучше: из поселков можно добраться до центра одним автобусом, а не тремя, как раньше. За это десятилетие мы заасфальтировали в поселках столько, сколько асфальтированных у нас было всего в районе.
- Вы довольны своей работой?
- Нет. Можно было бы сделать еще больше. Много сил уходит на то, чтобы убеждать кого-то в чем-то. Пока тебя услышат - уходит время. К хорошему быстро привыкаешь. Чем больше делаешь, тем больше недовольства. Когда ничего не делалось, никто и вопросы не ставил: нет и нет. Главное, на мой взгляд - это повышение заработной платы работникам предприятий, организаций, учреждений. Если к тысячелетию города мы выйдем на средний уровень в 7,5 - 8 тысяч, это было бы хорошо. Чем больше зарплата, тем меньше проблем у властей. Имея хорошие заработки, люди сами смогут разрешать свои трудности. Например, жилищные. При высокой зарплате людей, которые смогут участвовать в ипотечном кредитовании, станет больше. В районе по частично ипотечной схеме строятся три дома. Квартиры в них покупают не богачи какие-то, а наши заводчане, жители района. Это не говорит о том, что жить теперь совсем хорошо. Просто люди ищут какие-то возможности и находят их. Когда население становится более обеспеченным, потребности тоже меняются. Если раньше на встречах меня спрашивали о том, почему зарплата не выдается месяцами или почему транспорт не ходит, то сейчас интересуются, почему в районе нет детского кафе, ресторана для взрослых. Горожане стали замечать, что вокруг мало зелени. Их волнуют не только личные проблемы, но и судьба района тоже.
Беседовала Алсу МУБАРАКШИНА.