«Ночь перед Рождеством»: казанцы по достоинству оценили оперу-сказку

Композитор, старший преподаватель Казанской Консерватории Елена Анисимова в свое время сомневалась, стоит ли браться за оперу по повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - произведение, к которому в свое время обращались такие титаны, как П.Чайковский и Н.Римский-Корсаков. Но в итоге взялась - и не прогадала. Опера «Ночь перед Рождеством» прошла на минувшей неделе в БКЗ им.Сайдашева с огромным успехом.

news_top_970_100

Известный композитор, лауреат международных и всероссийских конкурсов, Елена Анисимова не в первый раз обращается к творчеству Николая Гоголя. Ее дипломная работа, опера «Вий» написанная в 2005 году, имела успех и была неоднократно показана в России. Тем не менее, браться за «Ночь перед Рождеством» она не спешила. «Распробовав Гоголя на вкус, спустя какое-то время я захотела написать новую оперу, которая послужила как бы дополнением к первой, и тем самым вместе они составили бы диптих, - говорит композитор. – Но присматривалась я долго. Конечно, вставать в один ряд с Чайковским и Римским-Корсаковым в один ряд было боязливо. Но меня поддержала руководитель оперной студии, заметив, что с тех пор прошло уже много времени. Римский-Корсаков же не побоялся написать спустя несколько лет после Чайковского обратиться к этому сюжету. Я подумала, что просто сделаю это по-своему. Получилось ли? Судить зрителям».

А зрители, как нам удалось узнать после концерта, остались спектаклем довольны. Причем даже те, кто в театр ходит нечасто: «Билеты мы с сыном случайно получили в последний момент перед спектаклем. Обычно его в театр силой не затащишь - говорит Зульфия, мама 9-летнего Рустема. – А тут эти полтора часа прошли для нас незаметно! Вообще опера ассоциируется у меня с бородатыми мужчинами в исторических костюмах, которые поют что-то безумно серьезное и неразборчивое. А здесь слышатся веселые национальные мотивы, знакомые любому россиянину с детства».

Гоголевский дух действительно передан в спектакле очень талантливо. Елена Анисимова рассказывает, что задача совместить классические оперные традиции с народными мотивами была непростой: «Я всегда тяготела к фольклору, и, конечно же, хотела наилучшим образом отразить волшебную атмосферу украинской ночи с ее колядками, народными гуляньями, необъятным звездным небом, чудесами на каждом шагу. Не случайно фольклорный ансамбль «Tatarica» - один из главных действующих лиц спектакля. Сама я к Украине никакого отношения не имею, поэтому, наверное, это не в чистом виде воплощение украинского фольклора. В интонационном плане здесь получился сплав славянских народов – главное для меня, чтобы он звучал убедительно».

Для своей оперы Елена Анисимова не ограничилась великолепным музыкальным сопровождением, переложив его на либретто, которое написала сама. «В этом плане было непросто, так как у Гоголя в основном идет проза описательного характера. Поэтому многие диалоги я прописывала, исходя из этой основы». В процессе работы композитор с головой углубилась в незнакомую среду: собрала и изучила горы фольклорных текстов, собранных в различных экспедициях. В итоге опера обогатилась яркими номерами, придающим гоголевским героям новые краски и глубину.

Чего стоит юркий и то же время очень элегантный «чорт» (авторское написание Гоголя), рваные движения и интонации которого подчеркивают его истеричность, нетерпеливость, желание поскорее отомстить проклятому кузнецу Вакуле. По ходу спектакля он неоднократно спускался со сцены к зрителям – жаль, что не далее первого ряда. Завораживает и заглавная тема колядования, сложная и, тем не менее, обладающая способностью надолго застревать в голове.  

В общем, музыкальная сказка удалась: «Я, конечно, не профессионал, но, по-моему, получилось не хуже, чем у Чайковского», -  заметил после концерта  другой зритель. И автор этих строк с ним солидарен. В итоге Елена Анисимова, режиссер Рустем Фаткуллин, солисты оперной студии Казанской консерватории, оркестр Tatarica и Фольклорный ансамбль консерватории были удостоены продолжительных оваций, а после спектакля некоторые зрители признавались, что с этого момента оперный жанр стал им намного ближе.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100