Мы с мужем сформировали свою точку зрения относительно нашего родительства. Но с первого же дня выписки из роддома я поняла, что не все будет просто. Бабушки и дедушки, безумно любящие своих внуков, - это отдельный мир со своими знаниями и взглядами на воспитание. И к сожалению, они не желают признавать и принимать современные теории. Звоночки появились еще до рождения малыша.
«Партнерские роды? Да вы что?»
Именно с таким неимоверным удивлением отреагировали наши мамы на то, что мы с мужем собрались на совместные роды.
Понятно, что раньше такой возможности у роженицы не было. Мужчины в большинстве своем встречали жену с малышом в роддоме после выписки, а затем в первые месяцы даже на руки боялись брать младенца. Сейчас все изменилось: папы активно вовлекаются в уход за ребенком с первого дня его жизни, помогают в родах, находятся рядом на каждом этапе беременности.
Для меня было важным присутствие мужа только на период схваток, то есть не во время самого появления малыша. Своих первых родов я очень боялась: слышала, что это может быть мучительно. И конечно, хотела, чтобы рядом находился супруг. А он был не против, лишь бы я не волновалась.
Кстати, в предродовой палате мы с мужем часа три просто разговаривали, и это отвлекало от мучительных ощущений во время схваток. Но чем сильнее нарастали боли, тем больше мне хотелось побыть одной в темноте и тишине, и я попросила супруга уйти. Когда появился малыш, такой маленький и беззащитный, собственная боль словно улетучилась.
«Он у вас до сих пор в подгузниках?»
Наверное, это самый частый вопрос, который задают современным мамам, и он ужасно раздражает. Наши бабушки советовали высаживать малыша на горшок уже с 5 - 6 месяцев, как только он научился садиться.
«Хотя бы раз в час высаживайте. Его тело не дышит в этих подгузниках. Если сейчас не отучите, потом до школы будет в них ходить», - говорили они нам. Но, во-первых, у меня не было столько сил и времени, чтобы с горшком мучиться. Ведь малыш постоянно нуждается во внимании и спать особо не дает.
Во-вторых, я поговорила с педиатрами, почитала много информации на эту тему и поняла, что высаживание - пустая трата времени. Может быть, малыш, надрессированный звуком «пи-пи» и будет ходить на горшок даже в 8 - 9 месяцев. Но побудительным мотивом должен стать не этот звуковой раздражитель, а естественное желание, то есть наполненный мочевой пузырь. Современные педиатры считают, что до полутора-двух лет приучать к горшку бессмысленно. Ребенок до этого времени не может контролировать свои выделительные функции.
На мой взгляд, качественные подгузники - это настоящее чудо-изобретение для мам. Оба моих ребенка ходили в подгузниках до двух лет и даже чуть больше. Я никогда не мучилась с темой горшка, на прогулках была спокойна. А в два года вместо подгузников надела им обычные трусики. Сначала они, конечно, пачкались. Но детям настолько не нравились эти ощущения, что они сами стали проситься на горшок. Бабушки же все равно остались при своем мнении.
«Ребенок тянется к столу, дайте ему хоть что-то...»
Тема стола тоже была камнем преткновения между нами и нашими родителями. Помню, как на дне рождении мужа, когда дочке было всего 5 месяцев, мой папа дал ей попробовать кусочек шашлычного мяса. Конечно же, я сразу его отобрала. Свекор пытался дать дочке погрызть зеленый лук, чтобы у нее не чесались десны. Свекровь очень хотела накормить ягодами с грядки. Но дело даже не в том, что я боялась, вдруг дочка подавится. У малышей попросту в этом возрасте еще не сформирован достаточно желудочно-кишечный тракт, нет ферментов, которые могли бы усвоить такую пищу.
Но все эти доводы разбивались о то, что раньше чуть ли не с 3 месяцев детей кормили со стола, специального для них ничего не готовили и все нормально выросли. С последним я бы поспорила: может быть, поэтому сейчас почти у всех проблемы с работой желудка и кишечника? Да и все равно невозможно переубедить родителей. Весь праздник нам приходилось лишь сторожить, чтобы малышке ничего со стола не давали.
«Когда в садик пойдете?»
Этот вопрос нам начинали задавать, когда детям исполнялось 2 года. Свекровь была уверена: чем раньше ребенок пойдет в садик, тем лучше для него. Мол, быстрее научится самостоятельно одеваться, кушать, станет дисциплинированнее, будет общаться со сверстниками и т. п.
Но я с ней была категорически не согласна. Садик - это вынужденная мера. Он нужен в первую очередь родителям для того, чтобы выходить на работу. Но для ребенка, особенно в раннем возрасте, - настоящий стресс, когда его отрывают от мамы и дома, кардинально меняется его привычный образ жизни. Все это может оказать негативное воздействие на психику, эмоциональное состояние. Да и садик - это не так радужно, как кажется со стороны. Если с утра заглянуть в раздевалку младшей группы детского сада, то можно увидеть, как дети плачут, просятся домой, хотят к своим игрушкам, к маме.
Мы обращались к психологу, чтобы узнать, во сколько лучше отдавать ребенка в детсад. Специалист нам ответила, что если есть такая возможность, то оптимальный возраст - 4 - 4,5 года. Тогда у детей, действительно, появляется интерес к сверстникам. И именно в этом возрасте ребенок готов постепенно и мягко разлучаться с мамой. У малышей должно быть беззаботное детство. Они не обязаны каждый день ходить в садик, как на работу, и быть уже в 2 - 3 года дисциплинированными. Общение со сверстниками можно получать и на игровой площадке или в любом детском центре.
- Ребенок в 3 года и так переживает переломный период - так называемый кризис 3 лет. Это один из самых продолжительных и тяжелых этапов для него. Он стремится все делать наоборот, упрямится, протестует, может даже обзывать родителей. Всеми этими способами он пытается осознать себя отдельной независимой личностью, - рассказала нам психолог. - Нет ни одного взрослого человека, который не умеет самостоятельно есть или одеваться, поэтому не стоит из этого создавать проблему. Получайте удовольствие от материнства.
«Он у вас совсем не знает слова «нельзя»
И действительно, мы очень редко что-то запрещаем нашим детям. А «нельзя» говорим им только в случаях, связанных с угрозой их жизни и здоровью. Например, они знают, что никогда нельзя наступать на канализационные люки, нельзя брать у любого незнакомого шоколадки или что бы то ни было, нельзя переходить дорогу, не дождавшись взрослого и т. п. Но мы не скажем, что нельзя играть с мукой, разбрасывать игрушки или пачкать пол и одежду. Во-первых, таким образом обесценивается слово «нельзя». Во-вторых, бесконечные ограничения и запреты подавляют эмоции ребенка, сужают его познавательный интерес, формируют страх к внешнему миру.
Мы являемся сторонниками современного, так называемого мягкого экологического воспитания, которое заключается в уважении детей и признании их индивидуальности. Мы не наказываем, не ставим их в угол или не лишаем игрушек, стараемся не повышать на них голос и всегда обо всем разговариваем. Считаем, что ребенка можно воспитать лишь на собственном примере.
Наши же родители такое воспитание принимают за вседозволенность:
- Сейчас детей совсем распоясали, слова лишнего нельзя сказать. Нас и в угол ставили, и крапивой наказывали, зато мы выросли трудолюбивыми и волевыми. Дети четко должны знать, чего им нельзя и что за это ждет. Они сейчас вас не слушаются, а что будет потом?
Но дети, на наш взгляд, и не должны слушаться родителей. Ребенок, даже самый маленький, - это отдельный человек со своими желаниями, интересами, страхами, умениями. Задача родителей любить его любым и обозначать границы нормального и ненормального в обществе, в котором ему предстоит большой путь. Думаю, только время определит, кто из нас действительно был прав…
Марина Иванова,
мама двоих детей