Видимый зрителем лес на знаменитой картине Шишкина (наиболее полный сайт о Шишкине http://www.ivanshishkin.ru/), казалось бы, ничем не отличается от реального леса: правдивое изображение действительности господствует в эпоху реализма к радости обывателя. Однако даже реалистические на первый взгляд картины скрывают под почти документальной изобразительностью символические смысловые структуры, вовсе не очевидные.
Внимательное и тщательное рассмотрение картин Айвазовского (в сети можно найти многие репродукции, но самое представительное собрание картин Айвазовского размещено на сайте http://aivazovski.ru/), одного из самых популярных русских художников, показывает, что его изображения морского пространства далеко не исчерпывается только стремлением запечатлеть любимую стихию во всех видах и проявлениях. Конечно, натурные зарисовки художника исключительно точны и дотошны, однако вторжение авторского начала не заметить невозможно: это не просто пейзажи, но сюжетные композиции, акцентирующие внимание на наиболее ярких и эффектных проявлениях морской стихии. В соответствии с философией искусства эпохи романтизма, реальность у Айвазовского предстает в идеализированном виде. Художник рисует море как стихию, высшее проявление природных хаотических и таинственных сил: не запечатлевает последовательно то, что предстает перед его глазами, а обнаруживает за реальным и действительным Природу как таковую, изменчивую, враждебную, смертельную — и вместе с тем тихую и спокойную. Таким образом, в произведении искусства нераздельно присутствуют объективное — как стремление изобразить реальность правдоподобно — и субъективное — как неизбежное отражение авторской воли, произвола художника, его мировоззрения.