Пострадавшие от недобросовестных застройщиков из других городов Татарстана, развернув самодельные плакаты, стояли нестройной цепочкой на крыльце в ожидании депутатов. Две пожилые женщины из Набережных Челнов держали пугающую надпись «Мы с детьми на улице». История типична для всех обманутых дольщиков: с 2003 года стоят недостроенными их дома в челнинском Новом Городе, а с ответственных лиц как с гуся вода. По словам других немногочисленных граждан, представлявших на митинге Альметьевск, директор компании-подрядчика глух к их мольбам - он, по информации дольщиков, просто и банально в 2004 году уехал из России. И, по сведениям альметьевцев, не куда-нибудь, а в далекий экзотический Тайланд. Его жаждут призвать к ответу несколько сотен человек.
Ряды дольщиков тают. Это признают и сами дольщики, и власти. Остались лишь самые стойкие - те, кто намерен продолжать оказывать давление на администрацию (только вот равны ли «весовые категории»?). Люди, большинство которых «кинули» еще в начале 2000-х, потеряли веру не только в помощь государства, но в собственные силы. За это время союзы дольщиков провели многочисленные экспертизы, инициировали возбуждение уголовных дел против руководителей недобросовестных компаний-застройщиков, обращались в письмах к президентам Татарстана и России. Как заметил один из «защитников», они уже так поднаторели в правовых вопросах, что впору открывать собственную юридическую консультацию. Дольщики продолжают забрасывать прокуратуру обращениями, в ответ, по их словам, получают лишь отписки либо устные заверения. А слово, как известно, к делу не пришьешь.
Из письма обманутых дольщиков 14-этажного 77-квартирного дома 26М-12 по ул. Гаврилова г. Казани на имя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева (апрель 2007 г.):
«Хотелось бы отметить, что нашими дольщиками являются самые незащищенные слои населения: бюджетники – 11 чел., пенсионеры – 8 чел., молодые семьи с малолетними детьми – 9 чел., инвалиды – 2 чел., остальные - рабочие и служащие... Мы готовы к сотрудничеству с органами власти, но нашему терпению приходит конец. С уважением и надеждой на защиту, участники долевого строительства и избиратели.»
А что же власти? По словам представительницы группы дольщиков, допущенной в святая святых депутатов и вышедшей к своим после заседания, депутаты сначала хотели «свалить все в кучу» (то есть разобраться в общем порядке). Однако затем решили выделить обманутых дольщиков в отдельное направление путем создания специальной комиссии (очевидно, до сих пор проблема не казалась властям столь актуальной). Кроме того, в ближайшее после митинга время премьер-министр РТ Рустам Минниханов должен заслушать отчет о проделанной по проблемам дольщиков работе - на результаты этих слушаний несостоявшиеся новоселы возлагают большие надежды.
Точка зрения властей известна: мол, вас никто не заставлял подписывать такие заранее «кидальные» договора, надо было сначала их юристу показать. Однако у дольщиков на руках имеется не одно юридическое заключение о правомерности заключенных договоров. По словам группы товарищей по несчастью ТСЖ «Наш дом» (14-этажный дом 26м-12 по ул. Гаврилова Ново-Савиновского района, строится с 1996(!) года), людям звонят, убеждают в недействительности договоров якобы по причине того, что фирмы-застройщики перерегистрировались. Все «принято во внимание», «учтено при расследовании». А пока - «была фирма - нет фирмы, были деньги - нет денег». Должен стоять дом - стоит долгострой, служа прибежищем бомжам и грозя обвалиться на сорванцов, играющих на «стройке века». Получается, что участие в жилищной эпопее - это как лотерея или полет на самолете: повезет - выиграешь, не повезет - проиграешь, разобьешься.
Оставшиеся после пятичасового стояния на «бархатном» митинге граждане уже планировали новое, крупное собрание, однако чувствовалось, что мало веры в его результативность. Скорее это нежелание смириться с ролью покорной жертвы. Дольщики не в претензии к властям (хотя многие из виновников их маленьких трагедий, чьи фамилии красовались на плакатах, в этой власти спокойно себе заседают). Единственное, чего хотят люди, - заселиться в свои квартиры. В Казани уже есть прецеденты, когда граждане сами, на свои средства и по своим возможностям, пытаются достраивать долгострой. Но многих дольщиков не устраивает предложенный муниципалитетом добровольно-принудительный вариант значительных дополнительных затрат на достройку дома с квартирами пока виртуальными, но оплаченными ранее за вполне реальные деньги.