Он сыграл в кино больше ста ролей, но большинство из них – отрицательные персонажи. Слава к Виторгану как киноактеру пришла не сразу. Если театральная карьера начиналась удачно, то в кино молодому неординарному актеру давали роли с осторожностью. Зрителям он запомнился как добрый волшебник Ковров в новогодней сказке «Чародеи».
И в жизни его без волшебника, кажется, не обошлось.
- Когда я учился в восьмом классе, у меня случился перитонит, - рассказывает Эммануил Гедионович. - Я три месяца пролежал в больнице в тяжелом состоянии, мама не отходила от меня ни на шаг. Врачи говорили, надеяться не на что... Но я выжил! Был у меня и рак легких. В борьбе с онкологией редко кто выходит победителем. Но я остался на этой земле, чтобы сделать что-то хорошее. И всегда помню об этом.
Редкое имя актеру дала его мама Клара Захаровна – в честь своего брата, погибшего в годы Гражданской войны в Одессе. Папа Гедион Абрамович был инженером-мукомолом. Его не взяли на фронт: хлеб по значимости приравнивался к оружию. Отец работал в разных городах страны - восстанавливал мукомольную промышленность. Сын родился в Баку. Но близким сердцу городом считает Астрахань, где лежат его родители... Где Эммануил познакомился с Юрием Кочетковым. Они вместе пошли в первый класс и дружат до сих пор. Родители Юры были актерами.
- Я бывал у Юры дома, общался с его родителями, ходил к ним в театр, - вспоминает Виторган. – И увлекся актерством. Пропадал в драмкружке с утра до ночи! Родителям нравилось, когда я выступал во Дворце пионеров. Но когда заявил, что хочу ехать в Москву поступать в театральный институт, сказали: «Не надо! Тебя не примут, и ты будешь нервничать». А у нас в семье все Козероги - все упрямые.
В Москву Эммануил отправился вместе с Юрой. Кочетков сразу поступил в театральное училище имени Щукина и ныне руководит Астраханским тюзом. А Виторгана ни один театральный вуз не принял. Но упрямец не сдался, не уехал домой – отправился в Ленинград. И поступил в знаменитый институт театра, музыки и кинематографии к известному педагогу Борису Зону, который воспитал огромное число артистов и режиссеров - Алису Фрейндлих, Льва Додина и многих других.
Уже в студенческие годы перед Виторганом встал сложный выбор.
- Однажды мне позвонили с «Ленфильма» и предложили главную роль в картине «Человек-амфибия», - рассказывает актер. – Я играл во всех дипломных спектаклях. И не знал как быть: продолжать учиться или сыграть в грандиозном кино и, возможно, вытянуть счастливый билет. Я пришел за советом к своему педагогу. Борис Вульфович сказал: «Эммочка, если хочешь - уходи, но тебе придется оканчивать институт с другим педагогом. Мне кажется, с кино не надо спешить. Я тебя не отговариваю, думай сам».
Мягкие слова Мастера содержали предостережение: стремительный взлет может закончиться таким же быстрым падением. И Виторган решил отказаться от звездной роли Ихтиандра. Ее сыграл Владимир Коренев, который после выхода фильма на экран прославился на всю страну.
Театральная судьба Виторгана складывалась удачно. По окончании института его распределили в Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина. В 1963 году он переходит в труппу Ленинградского театра драмы и комедии, а в 1967-м в театр Ленинского комсомола, где Георгий Товстоногов поставил бродвейский мюзикл Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история» по мотивам «Ромео и Джульетты». Влюбленных играли Алла Балтер и Эммануил Виторган. Постановка имела ошеломительный успех! Этой парой любовался весь город.
У Виторгана уже была жена, у Балтер – муж. Вспыхнувшее чувство стало неожиданным для обоих. И настолько сильным, что пришлось пойти на разрыв с семьями.
- После развода Тамара была категорически против моего общения с дочерью. Попросила вообще уехать из города: «Ксюшка видит тебя по телевизору, слышит по радио – ей больно», - вспоминает Виторган. - Товстоногов тогда сказал: «Дам вам рекомендации в любой театр». Мы уехали в Москву и поступили в труппу театра имени Станиславского.
Там Эммануил Виторган сыграл роль Ивченко в легендарном спектакле Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина. Пришла слава. Но главным в их жизни оставалась любовь. Алла подарила Виторгану замечательного сына Максима, пожертвовала карьерой в кино ради семьи... Девять лет назад она умерла от рака. После смерти жены Эммануил Виторган впал в тяжелейшую депрессию. Спасли его родные, друзья. И Ирина Млодик.
Она поддержала Эммануила Виторгана в самое тяжелое для него время. Постепенно их отношения переросли в нечто большее, чем дружба. Они стали супругами. Сейчас у них общее дело - театр Виторгана и сеть химчисток.
- Ирочка молодчага! – восхищается супругой Виторган. - Она работает с утра до ночи. Весь бизнес на ее плечах. Она постаралась оградить меня от всего лишнего, чтобы я занимался только тем, что умею, – творчеством.
В последние годы он часто снимается в телесериалах – «Бедная Настя», «Дети Арбата», «Две стороны одной Анны». А Ирине Михайловне удалось сделать, казалось, невозможное - она помирила Эммануила Гедионовича с дочерью.
- У меня было несколько попыток восстановить связь с дочерью, но они заканчивались неудачно. Несколько лет назад Ирина проявила инициативу, и ей удалось все уладить. Мы теперь видимся с Ксюшей. У нее двое детей - Александра и Никита. Они живут на Валааме. Ксюша – директор местного Дома культуры. Недавно был от нее звонок: «Папа, в начале января ты станешь прадедушкой!» Оказалось: внучка Саша намерена родить! Я был совершенно ошарашен!
Эммануил Виторган 70-летие отметил с размахом - в своем собственном культурном центре! Клуб Эммануила Виторгана открылся в центре Москвы в субботу - к дню рождения своего основателя.
- Подумал недавно: ну что еще надо? Есть квартира, о которой я мечтал долгие годы, – со вторым этажом, лестницей, камином, кабинетом. Есть офис, в который не надо ездить, - он находится прямо под квартирой. Теперь есть еще и место, где могу собрать всех своих друзей, - мой культурный центр. Здесь театральный зал, зал для приема гостей. И даже сауна. И даже пивной бар, куда к пиву из Прибалтики будут присылать рыбные деликатесы - Иришка оттуда родом, и мы уже договорились с коллегами из Юрмалы, что они нам помогут! Ну, чего еще не хватает? А чего нам всем не хватает сейчас? Об-ще-ния! Жизнь сегодня не очень-то сладкая, но беда еще в том, что часто она людей разобщает. А важно, чтобы люди дружили и помогали друг другу. Вот с такими мыслями мы и затеяли наш культурный центр. Соединять людей, дарить им радость общения – что может быть в жизни прекраснее!..