Сплав по Казанке вызвались совершить больше 30 активистов. Разделившись на два катамарана, люди во главе с учеными – географами и биологами выискивали экологические нарушения в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы.
Растение-агрессор на берегах Казанки
Свой путь команда начала от Голубых озер. И здесь по берегам сразу можно было заметить крупные листья борщевика. Участники зафиксировали не менее пяти крупных очагов его произрастания. Как известно, это растение при контакте с человеческой кожей вызывает ожоги. Но самое опасное – то, что борщевик способен вытеснить все остальные растения из своего ареала обитания.
«Это растение называется инвазивным, оно быстро распространяется за счет своих уникальных свойств осваивать и захватывать соседние биотопы, которые раньше захватывали дикие или сельскохозяйственные растения. И он очень хорошо распространяется, просто плывя по воде», — рассказал биолог и член совета татарстанской республиканской организации всероссийского общества охраны природы Антон Бортяков.
Чтобы защитить водоохранную зону от растения-агрессора, экологи и активисты организовывают субботники, где по определенной методике выдергивают кустарник.
«Сброс вод способен отравить Казанку на раз-два»
Проплывая дальше по реке, активисты начали замечать отрезанные трубы. Как рассказал Антон Бортяков, раньше люди, живущие на берегу Казанки, так решали проблему канализации. Конструкции устанавливали незаконно, поэтому их обрубили, а поселок оштрафовали.
В среднем течении реки довольно много водосбросов, некоторые из них канализационные, и проблема в том, что большая часть из них не контролируется от слова «совсем».
«На нижней Казанке у нас происходит проблема замора, одна из причин — сброс через ливневые воды, которые по закону можно сбрасывать в природные водоемы, совершенно не соответствующих категорий ливневых вод различных отходов. Это касается и отходов от мойки машин, когда прямо в городе из ливневой трубы начинает идти белая пена. Это касается и фекальных вод, особенно с наших крупных спортивных объектов», — прокомментировал ситуацию Антон Бортяков.
По словам гидролога, когда на спортивных объектах проходит ремонт, они просто перекрывают трубу и сливают ее содержимое в почву. По его словам, замечены в таком были крупные городские спортобъекты, в том числе, например, «Ак Барс Арена». И фекальные, и мыльные воды создают в воде высокие концентрации азотных и фосфорных соединений, которые пригодны для аккумуляции водорослями.
«Если не отравленные водоросли прикреплены [в водоеме] и аккумулируют азот, фосфор и углерод прямо на месте, то водоросли, которые участвуют в цветении воды, несутся потоком. И сильно они начинают размножаться – в геометрической прогрессии, после достижения температурой воды 24-26 градусов выше нуля.
После этого идет вспышкообразное увеличение их численности и проблема здесь возникает не днем, а ночью. Когда водоросли так же, как и мы с вами, начинают выделять углекислый газ и потреблять кислород. То есть выделяют кислород водоросли только днем, на солнечном свете. И вот как раз именно на ночные понижения уровня кислорода и ведут к замору рыб, и не только рыбы», — объяснил ситуацию биолог.
Дело в том, что на дне масса гидробионтов – организмов, приспособленных к обитанию в водной среде, которые живут и фильтруют воду. На них увеличение водорослей тоже очень сильно действует – им нечем дышать, они начинают массово гибнуть. Как раз в последние две недели эта массовая гибель рыбы случается именно в районах сброса воды.
«Это район моста Компрессорного, район парка Горького – в районе парка Урам, Кремлевская набережная, район „Ак Барс Арены“, где оголовок выведен прямо на бетонную набережную, где сидят рыбаки. И ниже – в заливе Казанки еще два оголовка, в том числе, новые от строящихся на том берегу жилых комплексов», — указал проблемные места на карте Бортяков.
Неконтролируемый сброс вод в таком количестве способен отравить такую небольшую речку, как наша Казанка на раз-два, утверждает ученый. В течение двух дней погибло огромное количество рыбы.
«И если мелкую рыбу хищные птицы хоть как-то хватали и съедали, то крупная рыба, большие караси, которых любому рыбаку за счастье поймать, просто погибла и стухла, прямо сейчас лежит под Кремлевской набережной в волнобое», — добавил он.
При всей мощи очистных сооружений с таким объемом поступления азота и фосфорных соединений в воду они справиться не способны. Там всего лишь фильтры и бактерии, сорбентов – веществ, избирательно поглощающих газы, пары или растворенные вещества, там нет, пояснил Бортяков.
«Природа устроена очень грамотно с точки зрения аккумуляции биомассы, потому что биомасса – это всегда чья-то еда. А в этом случае из-за того, что мы загоняем огромное количество биогенов в воду искуственно, с этой биомассой не справляются никакие растительноядные рыбы. Их должно быть слишком много, чтобы справиться с таким количеством», — рассказал биолог.
«Заборы, свалки, дороги и ловчие сети»
Следуя все дальше по течению Казанки, активисты добрались до построек, зафиксировав нарушения и здесь. Заборы и дома стоят в водоохранной зоне, ограничен свободный доступ к береговой полосе, около воды – настоящие свалки. Также здесь заметили и отвал размываемых грунтов.
«Мы это отметим как свалка строительного мусора в водоохранной зоне. Все отмеченные нарушения на карте после обработки отправятся в Минэкологии», — заявили организаторы сплава из команды Стратегии развития Казанки.
Помимо этого, по маршруту были замечены и другие нарушения — проселочные автодороги в водоохранной зоне с подъездом к берегу, а также установленные людьми насосы и генераторы.
По пути активисты стакже выловил из реки браконьерские сети, установка которых в водоохранной зоне запрещена. В одной из них даже была еще живая рыба.