От Серебряного пути до «Рубина»

В Лебапском велаяте Туркменистана, в Туркменабаде, расположенном на берегу Амударьи, состоялась Международная научная конференция «Наследие Восточного Туркменистана в системе средневековых культур».

news_top_970_100

- У нас есть общие исторические корни и связи, которые восходят к эпохе поздней древности и раннего Средневековья. Можно с уверенностью сказать, что распространение и быстрая победа ислама в Среднем Поволжье стала возможной не только через арабские дипломатические миссии и религиозных миссионеров, но и во многом благодаря контактам с учеными и религиозными деятелями из таких городов Средней Азии, как Мерв, Куня-Ургенч, Серахс, Бухара, Амуль, Ниса... Важным связующим звеном уже тогда была торговля, в частности, через так называемый Серебряный путь - из Центральной Азии в Поволжье, Сибирь, Восточную Европу и Скандинавье. Булгарские торговцы являлись посредниками торговли между Западом и Востоком. Они традиционно поставляли соболь, мед, оружие и другие товары, привозя взамен серебряные монеты, драгоценности, фрукты.

Особенно усилились наши связи в эпоху Золотой Орды в связи с вхождением в состав этой евразийской державы и северной части Туркменистана Хорезма. Наши контакты продолжались и в период постордынских татаро-тюркских государств. Связь не терялась и в последующие времена. После XVI века татарские купцы часто выступали посредниками западных стран в торговле между народами Центральной и Средней Азии. Особенно активно сотрудничество развивалось с туркменами, узбеками и иранцами.

- Сотрудничество продолжается и сегодня...

- Да, особый импульс татарстано-туркменские отношения приобрели после неоднократных поездок правительственных и ведомственных делегаций Татарстана в Ашхабад. В Туркменистане знают о Татарстане во многом благодаря КАМАЗу и футбольному клубу «Рубин» - бесплатное спутниковое телевидение есть в каждом доме и многие внимательно следят за успехами своего земляка Курбана Бердыева.

- Какие вопросы вы поднимали на конференции?

- В ходе секционных заседаний мы рассмотрели широкий круг вопросов. Обсудили более ста докладов и научных сообщений, посвященных изучению и сохранению духовного наследия, археологических памятников Восточного Туркменистана, проблемам взаимодействия культур средневековых народов.

Значительная их часть посвящена выдающимся ученым, мыслителям, врачам, музыкантам и поэтам, прославившим Центральную Азию в древности и Средневековье. В центре диалога ученых были также актуальные вопросы исследования и дальнейшего сохранения уникальных памятников, находящихся на территории Лебапского велаята, их включения в туристические маршруты. Я достаточно глубоко изучал историческое прошлое Лебапского региона. И сегодня продолжаю анализировать материалы из ранее изученных памятников бассейна Средней Амударьи. Исследования привели меня к выводам, что Амударья во все времена играла основную роль в жизни населения Лебапского региона. Люди охотно селились вдоль ее берегов, занимаясь земледелием за счет простого и дешевого самотечного орошения, создавали оазисы. Через эти края проходил Великий Шелковый путь. Здесь возникали контакты с сопредельными областями.

- Какие исторические памятники, археологические находки показались ученым особенно интересными?

- Посетили караван-сарай Дая-хатын в 170 километрах севернее Туркменабада. Ныне развалины бывшей крепости аль-Тахирия, или караван-сарай Дая-хатын, мы относим к XI - XIII вв., хотя археологические исследования показали, что поселения здесь существовали еще в VIII - IX вв. Это один из немногих караван-сараев, сохранившихся на планете. Его можно смело отнести к редким историческим памятникам тюрко-мусульманской культуры. Кроме того, мы посетили юг Лебапа, где на территории этрапа Атамурат расположены два известных древних мавзолея. Один из них - мавзолей Алламбердара - датируется XI веком. Еще большее впечатление производит мавзолей Астана-баба. По мнению ученых, его величественный ансамбль с мечетью представляет большой интерес для народов ирано-тюрко-мусульманского мира.

news_right_column_240_400