8:30 – занимаюсь витриной. Это очень важная деталь. Если витрина не нравится, покупатель промчится мимо.
10:00 – первые покупатели заглядывают и убегают.
11:15 – миниатюрная женщина лет тридцати просит черный бархатный костюмчик. Покупает его без лишних эмоций и рассматривания швов. Это, сказали мне, самые приятные клиенты. Они не отнимают много времени. Но их, увы, очень мало.
12:30 – народ гуляет (смотрит что, где, почем, но на покупку не настроен), шепчут мне продавцы. Мерят мало. Мне советуют не расстраиваться. В шопинге, просвещают, существует странная тенденция: покупатели либо валят толпами, либо их нет вообще. Девушка пришла с подругой. Это самые нелюбимые покупатели: их сложно уговорить. Для них решающим является мнение спутника. Хвалю девушку за выбор (платье на ней действительно хорошо сидит). Она долго вертится перед зеркалом. Но подруге вещь не нравится. Предлагаю другое, третье… Перемерив все, пара уходит. Эти покупатели - головная боль продавца. Таких называют «мерят и уходят». На них больше всего приходится тратить силы, время и красноречие.
13:30 – в отделе мама с дочкой. Девочка лет 15 мерит блузку. Уже купили юбку, примеряют ее вместе с блузкой. Во время примерки (минут 10!) мама возмущается качеством блузки, которая стоит 1050 рублей, и просит продать ее за 500! Спокойно объясняю, что не могу уступить. Мама торгуется, предлагает за блузку 700 рублей. Такая наглость злит (мы ведь не на рынке!), но приходится терпеть и делать дочке комплименты. После получасового спора блузку покупают.
15:00 - возвращаются две девушки, что приходили в полдень. Опять мерят то же самое платье. Опять девушке-покупательнице нравится, а подруге нет. Она придирается к качеству платья и длине. Говорю, что рядом ателье, где за 5 минут и 100 рублей скорректируют так как нужно. Веду девушек к портнихам. Купили наконец!
17:00 – опа-а! У меня возврат. Мама принесла обратно блузку дочки. «Это плохая примета», - сочувствуют мне «коллеги»-продавцы. За возвраты продавцов ругают и лишают премии.
18:00 – последний наплыв. В нем только нерешительные покупатели. Таким нужно предлагать, но только не переборщить с количеством! Покупательница минут сорок мерила все вещи своего размера и ушла, бросив мне на прощание: «Пройдусь, посмотрю еще у ваших конкурентов». В отделе все разбросано. Ведь вещи мне пришлось снимать с манекенов, а потом надевать обратно, завязывать-застегивать… Чтобы успокоить нервы, отпрашиваюсь у своей начальницы передохнуть. И вижу свою покупательницу с новым платьем в руках. Его она купила в соседнем бутике.
18:45 - скрипя зубами, навожу в отделе порядок. Пришла девушка с парнем. Она мерит четыре платья (больше не дам – ученая!), расхваливаю как могу. Однако пара уходит, ничего не купив. Но на выходе вдруг стремительно возвращается и покупает блузку с распродажи, не меря. Поистине пути покупателя неисповедимы!
19:30 – скоро конец смены. Помимо головы, болят ноги: весь день пришлось бегать, подавать и вешать на манекены вещи обратно. Но самое утомительное - уговаривать покупателей, улыбаться, несмотря ни на что. И не удивляться тому, с какой щепетильностью женщина, пришедшая в магазин в совершенно безвкусном платье, выбирает себе точно такое же. Пока размышляю, заведующая объявляет, что за этот день у меня украдена одна вещь. А за кражи продавец рассчитывается из своего кармана. У меня шок…
ГЛАВНЫЙ СОВЕТ. Прежде чем идти по магазинам, четко определитесь, что вам нужно и куда вы собираетесь эту вещь надеть? Затем попросите совет у продавца. Но чтобы не мучиться самим и не мучить их, продумайте варианты вопросов. Да, продавцы частенько раздражаются, когда, все перемерив, мы не покупаем ничего. Однако запомните: чем дольше будете ходить, тем больше устанете. А главное, «замылится» глаз. И вы в итоге купите ерунду.
КОММЕНТАРИЙ
Продавец с семилетним стажем Алина Курамшина:
- Как и любая работа с людьми, работа продавца прежде всего требует крепких, я бы даже сказала, стальных нервов и выдержки. Ведь продавца обычно воспринимают как врага, а не союзника в выборе нужной вещи. Такой настрой диктует соответствующую линию поведения. Многим из нас приходится с улыбкой на лице терпеть хамство покупателей. И спокойно уговаривать их, расточая комплименты. Согласитесь, парадокс: мы, люди, призванные помогать и подсказывать, в результате мешаем и сбиваем с толку.
Я много лет продаю женскую одежду. Если спросить у любого продавца, что больше всего его обижает и раздражает в покупателях, ответит: они сами не знают чего хотят. Именно отсюда бесконечные примерки и сомнения. В итоге глаз покупателя цепляется за какую-то вещь и, повинуясь сиюминутному импульсу или устав и перемерив все возможное, он берет ее, даже если приходил за другим. Ведь у большинства из нас нет элементарной культуры покупок - шопинга.
Однако кто, если не продавец, разбирается в ассортименте? Кто знает, есть ли ваш размер? Что выбрать на каждый день, а какая одежда предназначена для официального мероприятия или праздника? С опытом учишься определять по фигуре нужный человеку фасон. Ведь на разных женщинах одно и то же платье сидит по-разному. И для каждой есть своя выигрышная модель.