Ильдар Абузяров родился 5 июня 1975 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Работал сторожем, грузчиком, журналистом. В 2000 году окончил исторический факультет Нижегородского университета. Параллельно учился в московском исламском колледже. Преподавал в нижегородском медресе «Махинур». Был управляющим цеха оконных блоков, коммерческим директором журнала «Октябрь».
Автор романов «ХVIII», «Мутабор», «Агробление по-олбански» и нескольких сборников рассказов. В 2006 году сразу два его рассказа - «Почта» и «Мавр» - вошли в шорт-лист премии им. Юрия Казакова. Роман «ХVIII» был включен в лонг-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». В 2011 году стал лауреатом Новой Пушкинской премии за новаторское развитие отечественных культурных традиций. Лауреат премии им. Валентина Катаева.
Произведения Ильдара Абузярова переведены на немецкий, чешский, арабский, армянский языки. Участник международных книжных ярмарок в Лейпциге, Париже, Франкфурте, Каире, Лондоне. Последняя книга «О нелюбви. Роман с жертвой» легла в основу художественного фильма «Курбан-роман», снятого в Казани.
От сторожа до коммерческого директора
- Первая моя работа - сторож в мебельном магазине. Мне было всего 16 лет, но меня все-таки взяли охранником, - говорит Ильдар, - потому что начались частые грабежи магазинов. Потом работал грузчиком на заводе «Нител», где производили телевизоры. Трудился спортивным журналистом в газете. Но кризис 1998-го и отмена выборов губернаторов нанесли удар по региональной прессе. Так я переехал в Москву, стал заниматься бизнесом. Если разобраться, по моим работам можно писать историю экономических и политических кризисов и крахов в стране.
- А как вы стали коммерческим директором журнала «Октябрь»?
- Сначала в «Октябре» опубликовали мой рассказ «Сокровенное желание». Не думаю, что он выдающийся, но когда я пришел за гонораром, сотрудники редакции вышли из кабинетов, чтобы посмотреть на неизвестного им автора. Мне говорили: «Думали, такое мог написать только взрослый человек, а оказалось - молодой парень». Тогда в редакции появилась вакансия коммерческого директора. Я узнал о ней в разговоре, решил попробовать свои силы в этой сфере, тем более меня уже приняли за взрослого и серьезного. В итоге проработал в журнале три года.
- Как в вас уживался коммерческий директор с писателем, ведь это очень сложно совместить?
- Да, совместить очень трудно. Поэтому, когда я пишу большие книги, то отхожу от коммерции. Дело в том, что чем больше занимаешься творчеством, тем более чувствительным, хрупким и беззащитным становишься. «Толстокожесть» исчезает, и любая мелочь травмирует очень больно. А постоянно переключать тумблер из состояния бизнесмена в состояние писателя и наоборот сложно. Литературным трудом сегодня на жизнь заработать нереально, поэтому после книг я вновь занимаюсь бизнес-проектами. Но когда пишу - «забиваю» на все дела и полностью посвящаю себя новому роману. В этот период погружаешься в какое-то измененное состояние. Ни о чем другом не думаешь, по нескольку дней можешь не спать, не есть…
На революцию по собственному желанию
- Темы и сюжеты для своих романов берете из жизни?
- Стараюсь, чтобы каждый мой новый роман был не похож на предыдущий. Расскажу на примере. Для написания романа «Агробление по-олбански» я автостопом путешествовал по бывшим республикам Югославии. И там услышал рассказ о «цветной революции» в Белграде. Первая «цветная революция» как раз произошла в Сербии, но никак не была отражена в литературе. Тогда-то, видимо, и родилась задумка. А потом уже был Египет с его стоянием на Тахрире, «революция маков» в Киргизии. Туда я уже полетел специально, чтобы посмотреть своими глазами. «Цветные революции» - важный политический инструмент нашего времени, их необходимо запечатлевать в литературе. Помимо мыслей, сюжетов необходимо эмоциональное наполнение, а для этого порой приходится даже участвовать в тех или иных событиях лично. Так писался мой политический детектив «Мутабор».
- Вы ожидали, что ваш роман о террористах «ХVIII» вызовет такую неоднозначную реакцию в обществе и у критиков?
- Нет конечно. Действие романа проходит в Санкт-Петербурге и длится одну неделю. Начинается все в понедельник, 14 февраля, а заканчивается в воскресенье, 20 февраля. Все эти дни идет подготовка к теракту. Бог создал мир за 7 дней, а это как бы наоборот - разрушение мира. Эти даты я взял просто так, но одна журналистка нашла в календаре, в каком году 14 февраля выпадает на понедельник, и написала, что автор связан с террористами и в своем романе предупреждает, где и когда произойдет теракт. Меня даже вызывали в ФСБ по этому поводу…
- В одном интервью вы сказали, что современная литература «заболачивается». Очень интересное определение...
- «Заболачиваемость» и «обмельчание» - проблемы нашего времени. Человек мельчает. Даже объем и глубина человеческой памяти стали намного меньше. Это связано с современными технологиями. Раньше все запоминали наизусть, а сейчас развивать память нет необходимости - все в любой момент можно узнать в интернете. Вместе с глубиной памяти снизилась и глубина чувств. Зачем любить одного человека и работать над отношениями, когда можно хоть каждый день менять партнеров? Так жить гораздо проще. Сейчас многих никто и ничто, кроме себя любимого, не интересует. А это в свою очередь ведет к деградации.
Я убежден, что детям до определенного возраста вообще нельзя давать гаджеты. Если ребенок много времени проводит за электронными игрушками, лобная доля, которая отвечает за фантазию, творческое мышление, перестает развиваться. В результате человек живет как робот, все его мысли и действия предсказуемы, он не способен к творчеству. Мозг должен работать.
Благодарность бунтаря
- Ильдар, вы учились в исламском колледже, вас на первом курсе отчислили. За что?
- Наверное, из-за моего бунтарского характера. Я тогда увлекался концепцией деконструктивизма Дерриды и задавал преподавателям разные неудобные вопросы, ходил на занятия в красных штанах. Сейчас это модно и каждый второй так ходит. А тогда было необычно. Но я это делал не специально. Просто мне хотелось разобраться, докопаться до сути вопроса. И я не считал, что нарушаю какие-то правила. Тем более дресс-кода по уставу в колледже не было. Преподаватель требует: «Немедленно сними красные штаны!» Я интересуюсь: «На каком основании? Обоснуйте, почему я должен снять эти штаны. И чем они хуже вашего костюма с галстуком или синих джинсов моего соседа?» А ему и сказать нечего.
- Вы родом из Нижнего Новгорода, работали грузчиком, любите красный цвет, были изгнаны из высшего духовного заведения. Не чувствуете общность судеб с Максимом Горьким?
- Боже упаси быть рупором власти, надсмотрщиком над писателями, «Сталиным литературы», как называли тогда Горького. Кого-то такая приближенность к власти привлекает, но у меня другие приоритеты. Как говорил Марк Туллий Цицерон: «Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно».
Придумать для Казани миф
- Правда, что ваш следующий новый роман будет о Казани?
- Не люблю говорить о книге, которая еще не написана. Могу только сказать, что очень хочу придумать интересную историю о Казани. Есть города, которые благодаря писателям, художникам стали легендами. Самый яркий пример - Париж. Гюго, Дюма, множество других писателей, поэтов воспели этот город в своих произведениях. Или Стамбул. Этот турецкий город неразрывно связан с героями романов Орхана Памука, лауреата Нобелевской премии по литературе. Памук в своих книгах целенаправленно создает легенду, культурный миф Стамбула. В 2012 году Памук, в том числе на деньги Нобелевской премии, открыл Музей невинности. Я был там, и надо сказать, необычный музей - одно из самых ярких моих впечатлений от Стамбула. Музей расположен в типичном стамбульском доме в районе Бейоглу, в котором по задумке автора встречались герои романа «Музей невинности» Фюсун и Кемаль. Это музей не только героев книги, в нем отражена история Стамбула второй половины XX века. Большинство экспонатов собрано самим Памуком. И не случайно Музей невинности в 2014 году получил звание «Лучший музей Европы - 2014». Памук и городские власти Стамбула понимают, как работает легенда городской среды для создания имиджа города. В этом плане Казани есть на что равняться.
- А что нужно, чтобы создать красивую легенду о Казани?
- Можно не тратить с такой интенсивностью огромные деньги на помпезные научные, экономические, спортивные форумы, конференции. Создание культурного городского мифа - раскрутка более эффективная. На это потребуется гораздо меньше средств. Правда, эти инвестиции дадут результат не так быстро. Но важно помнить - медленно достижимый результат наиболее устойчив. Нужна конкретная программа по созданию легенд Казани. Например, город может предоставить на определенное время писателям из разных городов и стран небольшую квартиру в центре, например в Татарской слободе, и небольшие гранты на написание романа, рассказа или эссе, главным героем которых станет Казань.
Допустим, можно пригласить в год по этой специальной программе десять-двенадцать писателей. Я сам готов этим заняться и в рамках предложенной программы позвать своих друзей-писателей со всего мира. Пусть это будут и мэтры, и молодые авторы, пусть каждый живет на специальной квартире месяц. Надо быть готовым, что получится не у всех. Если хотя бы один из двенадцати «выстрелит», это будет здорово. В результате Казань получит произведение, которое заставит всех говорить о городе не только как о туристическом центре, а как о части мирового культурного пространства.