Пить стали больше, но лучше

По данным Госалкогольинспекции РТ, увеличение спроса на ввозную продукцию создает серьезную конкуренцию местному производителю спиртных напитков.

news_top_970_100

С одной стороны, подобная тенденция должна только радовать проверяющие органы: граждане меньше травятся, на полках есть выбор, культура пития улучшается. С другой стороны, республиканский бюджет хорошо пополняется именно от реализации нашей татарстанской беленькой, которая, по признанию главы Госалкогольинспекции, на фоне российского ассортимента и качества теряет свои былые позиции в наиболее востребованных рыночных сегментах.

Закон рыночный и закон бюджетный

Согласно статистике Госалкогольинспекции РТ, в настоящее время на прилавках республики представлено более 6000 наименований алкогольной продукции. Самый актуальный как для россиян, так и для нашего бюджета продукт водка сегодня пользуется наибольшим спросом в среднем ценовом сегменте - 120 - 150 рублей за пол-литра. При этом, по словам Алексея Казакова, самый дешевый сегмент (до 100 рублей за 0,5 л), ранее наиболее конкурентный для ОАО «Татспиртпром», сегодня практически исчез с рынка.

Да, наиболее стойкие приверженцы потребления недорогой местной продукции по-прежнему предъявляют свой спрос: не только в сельской местности, но и в той же Казани существуют небольшие розничные магазины, где реализация алкоголя стабильно идет за счет татарстанских брендов. Однако в обороте 17 крупных сетевых операторов, существенно влияющих на местный алкогольный ритейл (30% розничного рынка алкоголя РТ), доля местного производителя год от года снижается.

Борьба бутылок под ковром

По словам руководителя одной из оптовых фирм, пожелавшего остаться неназванным, качественной и недорогой ввозной алкогольной продукции могло быть в разы больше. На пути этого роста при входе на рынок Татарстана выставлены два основных барьера. Это, во-первых, ценовая планка (по понятным причинам, ввозимая водка не должна быть дешевле 90 руб. за 0,5 л - это неофициальная планка). Однако это не смущает оптовиков, поскольку российские производители предоставляют более существенные скидки и отсрочки платежа, чем местный монополист, и дельта от продаж ввозной водки гораздо больше.

Во-вторых, у нас существует процедура дополнительной сертификации. «Дополнительной» потому, что реализуемая продукция уже имеет федеральные сертификаты от производителя, а практика повторной экспертизы качества нигде в России, кроме как в РТ, не применяется. Зато работает эффективно - в ожидании результатов сертификации партии товара неделями стоят, «замороженные» в обороте. Доходит до абсурда: бутылку могут не взять на экспертизу, если горлышко пробы обмотано простой, а не, к примеру, шелковой нитью. Тем не менее, судя по росту объемов ввозимой продукции, овчинка выделки стоит.

При всем богатстве выбора другой альтернативы нет?

Несомненно, проверяющие органы практикой дополнительной сертификации довольны. С одной стороны, сдерживается вал ввозного алкоголя, с другой стороны, местный производитель активно рекламирует свои новые бренды. Однако представители оптовых компаний полагают, что под эгидой борьбы за качество и поддержки местного производителя в условиях ужесточения конкуренции кроется усиление монополизации рынка алкоголя.

Помнится, с засильем местного ассортимента мы уже сталкивались пяток лет тому назад. С тех пор ситуация с алкоголем несколько раз менялась: пропадало и вновь появлялось вино (в основном уже другое), коньяки и шампанское, по мере роста популярности водок ухудшалось их качество (с точки зрения потребителей), появлялись новые хиты продаж. Очевидно, что наряду с законным оборотом вырос и рынок теневой. Глава Госалкогольинспекции признает его угрозу, полагая, что без сознательности потребителей никаких проверяющих органов на «теневиков» не хватит. Однако вместе с сознательностью растет и культура потребления.

news_right_column_240_400