По следам предприятий-призраков

«Что делать, если предприятие, на котором вы когда-то проработали 10 - 20 лет, вдруг бесследно исчезло?» - такой вопрос задал нам читатель, которому пришло время подготавливать документы к пенсии. Но он не смог найти следы организации, где трудился в 90-е годы. Как же быть таким труженикам, выходящим на пенсию? Корреспондент «КВ» отправилась по следам предприятий-привидений.

news_top_970_100

- Действительно, проблема бесследно пропавших предприятий и организаций существует, - согласилась директор Государственного архива документов по личному составу РТ Светлана Гизатуллина. – Особенно после анархичных 90-х годов прошлого века, когда фирмы так же легко ликвидировались, как и создавались. Проблема обеспечения сохранности документов в республике встала настолько остро, что для ее решения и был создан наш архив. Его предназначение - обеспечение социально-правовой защиты граждан. Сейчас в архив от ликвидированных организаций поступают приказы по личному составу, трудовые книжки, личные карточки, документы по начислению зарплаты. А также другие документы по месту работы гражданина для учета его трудового стажа и размеров зарплаты, что в конечном итоге определяет размер его пенсии, право на различные льготы и компенсации.

- С какими трудностями приходится сталкиваться архивистам?

- Одна из главных проблем – утеря и порча документов. А также неполнота их видового состава и достоверность сведений. По этим причинам нам трудно выполнить запросы социально-правового характера. Не полностью передали документы КПОГАТ-1, КПОГАТ-4. Сгорели практически все документы на Казанском авторемонтном заводе, затоплен архив Таттрансагентства. По неизвестным причинам не переданы в архив документы ПО «Татлеспром», Казанского завода стройдетали, КМУС-3, треста «Татсантехмонтаж», ОРС треста «Татнефтепроводстрой», универмага «Детский мир», автоколонны №1432, АТП «Татглавснаб», ВЦ «Татглавснаба», Казанской макаронной фабрики, «Таттрикотажбыта». Список таких организаций можно продолжить. Поэтому в целях урегулирования порядка передачи архивных документов в 2008 году Кабинет министров утвердил Регламент передачи архивных документов ликвидируемых организаций в государственные архивы РТ. После этого ситуация изменилась в лучшую сторону.

- Чем помогает архив гражданам, которые ищут следы своих предприятий-привидений?

- Увы, мы можем лишь подтвердить то, что документов данного предприятия у нас нет. Затем следует обратиться в Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд

Сделав запрос в казанское Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ о том, что делать человеку в подобной ситуации, мы получили следующий ответ:

- Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования РФ (в РТ регистрация осуществляется с 1998 года), является трудовая книжка. При ее отсутствии и полной несохранности архивов предприятия, на котором осуществлялась трудовая деятельность гражданина, что должно подтверждаться справками предприятия и архивных органов, постоянная работа может подтверждаться показаниями двух свидетелей, работавших вместе с гражданином в подтверждаемый период и имеющих документы об этом.

Стаж по свидетельским показаниям устанавливает управление ПФР по месту жительства гражданина после рассмотрения представленных документов, опроса свидетелей и рассмотрения документов свидетелей, представленных в подтверждение совместной работы. Правила подтверждения периодов работы на основании свидетельских показаний (до регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования) регулируются постановлением правительства РФ от 24.07.2002 г. №555.

Вывод

Значит, чтобы установить факт работы на ликвидированном предприятии, необходимо сначала обратиться в архив. Затем в Пенсионный фонд и, как сообщили в Арбитражном суде РТ, при необходимости в гражданский суд. Хлопотно, но борьба за будущую пенсию стоит этого.

news_right_column_240_400