О том, как отличить естественную грусть от настоящей депрессии, и как смягчить боль расставания с родителями, корреспонденту «КВ» рассказала педагог-психолог, нейропсихолог автономной некоммерческой образовательной организации «Центр образования» Егоза» Альфия Махатадзе.
Почему даже те ребята, что сами стремились попасть в лагерь, начинают звонить родителям и проситься домой?
В первую очередь, это может быть просто грусть, которую испытывают все при расставании с близкими, с которыми всегда проживать стресс легче. Чаще это проявляется у детей более младшего возраста. Относиться к слезам ребенка нужно с вниманием, но без паники.
Сначала надо выяснить у ребенка, что случилось? Может произошел опасный для здоровья случай, конфликт и так далее. Из детского рассказа будет понятно, требуется ли вообще вмешательство взрослых.
Стрессу в новой обстановке чаще подвержены ребята, выросшие единственными в семье, поздние и домашние дети. Труднее будет тревожным детям и имеющим сверхзаботливых родителей.
Сильный стресс может испытывать ребенок, если до поездки он не жил «полевых» условиях, не имеет опыта пользования уличным туалетом. Даже если он попал в комфортное здание, то проживание в комнате с группой ребят тоже может вызвать стресс: на кровать кто-то может сесть, испачкать ее, оставить мусор, да и вещами может тоже кто-то воспользоваться.
Еще одна причина стресса – отсутствие самостоятельности. Если ребенок не знает, где у него лежать вещи, как их складывать, чтоб не было хаоса. Отправляя в лагерь, надо оценивать степень его готовности к условной самостоятельности: умеет ли он без напоминания выполнять гигиенические процедуры (чистить зубы, расчесывать волосы, менять грязное нижнее белье), складывать его отдельно от чистого белья или даже стирать.
В целях снижения стрессовых ситуаций вещи у детей должны быть промаркированы. Особенно это касается мальчиков, у которых носки и трусы могут оказаться одного цвета и их легко перепутать.
Важно учитывать, был ли у ребенка опыт расставания с родителями (отправляли жить к бабушке)? Если нет, то начинать надо с коротких, недельных смен.
Стресс может проявиться у детей сенсорно-чувствительных, которые, например, привыкли засыпать в тишине с выключенным светом. А в лагере дети в комнате допоздна разговаривают, хихикают.
У меня на занятиях был подросток, который поделился переживаниями о том, что процесс засыпания в лагере для него был мучительным. До часу, до двух ночи ребята веселились, а он привык ложиться рано. Спокойный вечерний отход ко сну для этого мальчика было жизненно-важным условием. Естественно, он не выдержал и уехал из лагеря, не дождавшись конца смены. Если ребенок лишен базовых потребностей, в данном случае он остался без полноценного сна, придется забрать его из лагеря.
У некоторых ребят имеются стойкие пищевые привычки (чаще всего это в младшем возрасте, ведь подростки более «всеядны»). Дети отказываются есть непривычную пищу, скучают по домашней. Заставлять в этом случае не просто бесполезно, но и опасно – может привести к серьезным пищевым расстройствам. Недосып, голод – все это усиливает стресс. В этом случае, если ребенок жалуется сам, или есть сигналы от педагогов и вожатых, тоже придется завершить пребывание в лагере.
Важно понимать, насколько ребенок умеет чувствовать свои потребности? Голоден ли он, хочет спать, не мерзнет ли по ночам или во время прогулок? Это все физиологические потребности, а есть еще и психологические.
Насколько ребенок чувствует себя в безопасности? Здесь, перед отправкой в лагерь, родители должны выяснить, кто будет вожатым, какова программа? Чем больше организована жизнь в лагере, регламентирована, тем меньше риска для возникновения депрессии. Меньше времени остается на грусть и печальные мысли, да и к вечеру дети валятся с ног, если день был насыщенным.
Беда в том, что не все дети себя умеют организовывать, заполнить образовавшиеся пустоты в распорядке дня. Сложнее тем, кто не имеет опыта дворовых и командных игр. Некоторым с трудом даются поражения. Если ребенок никогда не играл в вышибалы и тут же «вылетел» из игры, может возникнуть реальный стресс и обида, ведь все продолжают играть, становится грустно: «Мама, я хочу домой».
Порой под словом «скучно» может прятаться неумение пользоваться предоставленными возможностями. Ребенок, банально, не знает, что можно прогуляться по лесу, познакомится с новыми детьми. Поссорились с одним другом и все, «со мной никто не дружит». Но ведь он даже не пробовал завязать новое общение.
Если ситуация родителям кажется серьезной, стоит без наездов и паники связаться с администрацией.
Как реагировать родителям, если выявились какие-то трудности? Надо ли заставлять преодолевать их?
Еще до отъезда в лагерь надо готовить ребенка, что в первые дни ему будет не просто. Ему придется привыкать спать на новом месте, пользоваться общим туалетом, делить комнату с друзьями и так далее. Солнце встает «не там», подушка не та, но ребенок должен уметь заботиться о себе. Надо заранее проговаривать такие ситуации, к кому и за какой помощью можно обратиться.
Можно поездку преподнести как игру, где ребенок – супергерой и должен обучиться новым супер-возможностям.
Если стандартная смена длиться 18 дней, то особо сложно будет первые дней пять. Первый день – дети знакомятся, второй – добавятся новые знакомства, какие-то открытия, новые эмоции. На третий день начинаются конфликты, «межевание территорий», определение круга друзей и так далее. Далее, эти конфликты либо решаются, либо усугубляются. Пять дней – неделя, могут оказаться критическими.
Если ребенок все-таки жалуется постоянно, беспросветно, надо пообещать, что родители приедут к нему в выходные и на месте решат вопрос возвращения домой. За это время ситуация может сгладиться, измениться.
Нужно ли умышленно ограничивать общение с ребенком по телефону?
Современные дети – это поколение, которое выросло с мобильным телефоном в руках. Порой излишнюю тревожность проявляют родители, которые тоже привыкли, что ребенок всегда на связи. И вот если вдруг до него не могут дозвониться, начинается паника. Свою тревогу родители транслируют детям. Еще не известно, кому помощь оказывать надо, детям – или гипертревожным взрослым.
Решением проблемы может стать предварительная договоренность: в какое время будет связь по телефону. Ребенок к этому времени должен иметь заряженный телефон и быть в зоне доступа. Если телефон находится у детей весь день (в каждом лагере свои правила), все равно созваниваться часто не стоит. Утром и днем дети заняты лагерными делами, они не могут уделить разговору должного внимания.
Общаться нужно на позитиве, интересоваться, что хорошего произошло за день, какие новые навыки были получены, с кем подружился, кому помог и так далее. Разговор должен быть направлен не на то, как в лагере плохо, а на то, что здесь есть хорошего.
Родители должны рассказывать и о своих переживаниях. У нас в обществе принят эгоцентризм «все ради детей», и не всегда дети смотрят в сторону родителей. Вот во время такого расставания хороший момент приучить ребенка задавать вопрос: «А что, мама, папа, у вас нового?»
Надо уметь перебрасывать мостики в совместное будущее: «Ты приедешь, мы вместе будем собирать поспевшую вишню», «Ты приедешь, и мы вместе поедем на рыбалку, в лес» и так далее. Если ребенок учится преодолевать трудности, можно договориться, как родители месте с ним отметят его возвращение. Не обязательно это должны быть материальные поощрения, более важно научить ребенка радоваться простым семейным праздникам, вечерам общения.