Почему на 95-летнюю жительницу Казани равняется весь подъезд?

Случайный прохожий, повстречав на улице Марию Михайловну с массажной палкой вместо клюки и непременно на каблуках, ни за что не скажет, что этой даме недавно исполнилось 95 лет. «Мой муж как-то обмолвился, что настоящая женщина должна всегда носить обувь на каблуках. С тех пор на улице я с ними не расстаюсь», - говорит Мария Михайловна.

news_top_970_100

Главное - не лениться!

На вопрос, как удается поддерживать форму, долгожительница отвечает: «Только движение!» И тут же демонстрирует свою незамысловатую зарядку, которую старается делать каждое утро: «Главное в мои годы - чтобы голова работала да руки-ноги не отставали. Вот я и разминаю суставы - сгибаю-разгибаю колени, делаю приседания, массаж для пальцев ног, дыхательные упражнения. Движения самые элементарные, но действенные, если не лениться».
Пример ее здорового образа жизни берет на вооружение весь подъезд дома, где она проживает. Потому что в любое время года и любую погоду Мария Михайловна не сидит на месте, охая и вздыхая про свои болячки, а выходит на прогулку в сопровождении дочки или внучки. Если уж совсем ненастно, спускается с четвертого этажа на первый, держась за перила, - ни много ни мало 66 ступенек, а потом вновь поднимается с первого на четвертый. Среди долгожителей нет полных людей, считает наша героиня, а значит, нужно не переедать и двигаться, чего бы это ни стоило.

Трусиха

В жизни Марии Михайловне Медовой пришлось пережить немало. Однако для того чтобы записать рассказы бабушки и оформить их в виде книги, внучке Катрине пришлось уговаривать ее несколько лет. Пока рабочее название книги «Трусиха Мирра-Мария: бегом через жерло войны». Начинается она, как и полагается, с предисловия: «Всю жизнь я была ужасной трусихой: боялась, когда мне впервые нужно было перевязывать раненых, а потом стирать их пропитанные гноем бинты. Я жутко перепугалась, когда осталась наедине с расчлененным трупом на первом курсе медицинского факультета. И когда в начале 50-х меня, беременную, послали работать на секретный объект, за тысячи километров от семьи и мужа, я тоже боялась…»

Испытания

Страшно было, и когда она, будучи ребенком, заболела скарлатиной. Болезнь могла закончиться смертельным исходом, если бы не врач-немец, оказавшийся в родном городе Марии Михайловны Воронеже. Он не побоялся сделать для тех лет редкую операцию и тем самым спас девочку. Чудесное исцеление навсегда определило жизненный путь маленькой Марии - она решила стать педиатром, спасать детские жизни. Мечте было суждено сбыться: девушка поступила в мединститут и проработала детским врачом 50 лет. В Казани же оказалась во время эвакуации: в 1941-м семью эвакуировали из Воронежа, поселили в барак, и студентка вместо второго курса мединститута отправилась работать в плавильный цех 16-го, ныне моторостроительного, завода.

О том, что победа ковалась не только на фронте, но и в тылу, говорят много. Обидно только, что книг о тружениках тыла издано совсем мало… «Работали порой по 12 часов, голодные - еда таким неквалифицированным, как я, не полагалась, - вспоминает Мария Михайловна. - Рабочие пытались подкармливать, отдавая часть своего скудного пайка. Но я знала, что у большинства из них семьи, и мне становилось совестно брать у них даже кусочек хлеба, который они могли отнести домой. И я все чаще отказывалась». Неизвестно, чем бы закончилась эта работа впроголодь, если бы не ходатайство начальника цеха, разрешившего будущему врачу покинуть завод ради продолжения учебы.

Но и тут судьба подкинула Мирре-Марии новое испытание. Учеба постоянно прерывалась «добровольными» работами. Студенток то отправляли разгружать баржи, то копать ямы. Однажды и вовсе отправили на лесоповал в марийские леса, где педиатрической группе из 16 девчонок едва не пришел конец. Совсем не знакомые с тем, как правильно валить лес, обрубать сучки и пилить деревья, они чуть не умерли от голода - без выполнения нормы кормить их никто не собирался. Спустя три недели отчаявшиеся студентки по колено в талом снегу бежали до ближайшего полустанка, умоляя захватить их до Казани. Слава богу, все после той истории остались живы-здоровы…

Секретный объект

После учебы в ординатуре Марию отправили на секретный объект. О том, куда ее отправляют, не знали ни родители, ни только что появившийся жених, ни она сама поначалу. По истечении многих лет раскрыла гостайну - это был таджикский поселок, где добывали руду. А подругу ее, Рашиду, и вовсе направили в Челябинск, куда эту руду доставляли. Там Рашида заработала лучевую болезнь и, вернувшись в Казань, прожила недолго. Так что, можно сказать, нашей героине еще повезло. Тем более что жаркий климат и обилие фруктов, особенно винограда, которые настоятельно рекомендовали употреблять сослуживцы для лечения ее холецистита как следствия голодных военных лет, укрепили ее здоровье.

«Моя работа не имела ни выходных, ни праздников, ни нормированного распорядка дня. Помимо суточных дежурств меня могли иногда поднять посреди ночи, а иногда я оставалась спать у пациентов в кибитке. Но я не роптала - это было мое призвание. Ради этого шагала в лютые холода по два часа до мединститута и обратно, ради этого сносила «добровольную» ссылку. Особенно запоминались моменты, когда я выезжала в горные аулы по срочным вызовам, и если не находилось служебного транспорта, местные жители подвозили меня по кромке пропасти на... ослике. Тогда я окуналась в настоящую атмосферу Средней Азии с ее зачастую непонятными для меня законами», - вспоминает Мария Михайловна в книге. Так и работала она педиатром в этом поселке, где суждено было появиться на свет ее дочери Ирочке. Отдохнуть после родов дали всего два дня - заболела группа подростков, и кроме нее, лечить их было некому…

Потом новоиспеченной мамочке все-таки разрешили вернуться к семье в Казань, где она проработала 50 лет в детской горбольнице №7. За это время ее и главным врачом назначали, и в депутаты избирали. И хотя она одинаково старательно выполняла как просьбы избирателей, так и организаторскую работу в больнице, ее стихией всегда оставалась лечебная деятельность.

Секреты долголетия

«Сейчас, на склоне лет, я каждый день воспринимаю как подарок!» - делится секретами долгой жизни Мария Михайловна. Кроме ежедневных прогулок в ее расписании чтение газет, книг, заучивание стихов и конечно же общение с друзьями и близкими. А еще изучение португальского языка, на котором она пытается разговаривать с мужем внучки, бразильцем. Для положительного настроя Мария Михайловна слушает живую музыку, благо внучка и ее муж - музыканты и частенько устраивают концерты для своих домашних.

Говоря о своих кулинарных пристрастиях, признается, что, хотя и старается придерживаться правильного питания, иногда не прочь полакомиться булочками и пирожками. Обожает молочные продукты и вот уже на протяжении 40 лет не покупает творог в магазине, а делает его сама. Специально для наших читателей Мария Михайловна поделилась семейным рецептом: на три литра молока надо добавить пол-литра кефира, оставить на ночь, а утром поставить на водяную баню. Остудить, дать стечь сыворотке - и творог готов.

«Если раньше я много увлекалась политикой, смотрела передачи, слушала дебаты, то сейчас, если и смотрю телевизор, то больше концерты, спектакли, выступления юмористов. Без чувства юмора в моем возрасте уже не обойтись!» - резюмирует долгожительница.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100