Почему нас утомляет электричка?

С приходом весны и появлением первых проталин садоводы устремляются к своим дачным участкам.

news_top_970_100

ПРОБЛЕМА. Наше дачное товарищество находится вблизи поселка Васильево. Добираемся мы туда самым удобным видом общественного транспорта - электричкой. Только вот незадача! В последнее время стал замечать, что после поездки в электропоезде меня начинает одолевать вялость и усталость. Более того, чувство дискомфорта зачастую наступает прямо на платформе. Но никакой усталости и вялости нет, если на свой участок я добираюсь на машине.

ГИПОТЕЗА. Со временем начал понимать, причиной недомогания является не сама поездка, а висящие над головой и гудящие как пчелы пучки электрических проводов. Возможно, они своим электромагнитным полем вредят моему здоровью? Этот вопрос долго не давал мне покоя, пока в нашем дачном хозяйстве, кроме традиционного садово-огородного инвентаря, не появились 6 незатейливых портативных приборов, позволяющих измерять физические поля. Для полного понимания проблемы к «разведывательной» технике прикупил справочники санитарно-гигиенических допусков.

ИССЛЕДОВАНИЕ. Минувшим жарким летом с приборами в руках я облазил вдоль и поперек изрядное количество вагонов электричек и уголков васильевских платформ. Измерял величину магнитного поля, интенсивность шума, силу высокочастотного излучения, достаточность освещенности в вагонах, уровень радиационного фона, устанавливал источники электрических сигналов.

РЕЗУЛЬТАТ. Вот что из этого получилось. Излучений, выходящих за пределы требований допустимых границ, установленных санитарно-гигиеническими нормами, ни один прибор не зафиксировал. Тем не менее поделюсь опытом измерений. Возможно, они покажутся интересными дачникам, пользующимся электричкой. На всех платформах станции Васильево круглосуточно присутствует низкочастотное магнитное поле. В зависимости от интенсивности движения электропоездов величина его в течение суток колеблется от 0,05 до 16,0 единицы (за единицу принята сила поля 1 мкТл).

Однако даже 16 единиц не выходят за пределы пороговых значений санитарных норм. Поэтому здоровому человеку с нормальным иммунитетом там ничего не грозит. Но среди пассажиров есть люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ослабленные, пожилые. А также те, кто имеет повышенную чувствительность к электромагнитному полю. Наконец, дети до восьми лет. По мнению специалистов по электромагнитной гигиене и безопасности, эти категории населения даже при малых дозах магнитного излучения могут почувствовать недомогание, непонятную усталость, раздражение и головокружение.

В то же время в васильевском зале ожидания около касс излучение очень слабое: укладывается даже в пределы жестких шведских требований. Шведы считают, что низкочастотное магнитное поле выше 0,2 единицы уже отрицательно сказывается на здоровье. Например, рост от 0,1 до 4 единиц в два раза увеличивает риск развития лейкемии у детей. Они говорят, если значение поля составляет 0,3 единицы и более, то у каждого из нас повышается вероятность обострения хронических болезней, увеличивается опасность получения новых болячек.

ОТКРЫТИЕ. В вагонах электричек магнитное поле также отчетливо фиксируется, но уровень его в среднем в десять раз ниже, чем на платформах ожидания. А в переходах между вагонами поле средней интенсивности. Неожиданным оказалось повышенное излучение в некоторых участках тамбура, где его величина зафиксирована в 20 единиц и более. Значит, с уверенностью можно рекомендовать при поездке лучше находиться внутри вагона, тамбур в целом не очень «чистый». Правда, и внутри предпочтительнее выбирать места, удаленные от создающих повышенный фон тяговых электродвигателей. Кстати, их расположение легко определяется по характерному звуку, возникающему в момент начала движения электрички.

Увидев меня с приборами, машинисты одной из электричек попросили измерить излучение в их кабине. На удивление, самым «чистым» местом во всей электричке оказалось рабочее место машиниста. Видимо, постарались конструкторы. Вот где величина излучения укладывается в самые строгие в мире шведские стандарты.

ВЫВОД. При контроле других физических параметров какого-либо угрожающего здоровью превышения показателей излучения от допустимых норм я также не обнаружил. Например, радиационная обстановка на платформах, в вагонах оказалась в пределах естественного фона. Взятые с рельсовых путей небольшие куски каменного угля и других пород, выпавших из грузовых вагонов, повышенную радиацию тоже не показали. Хотя известно, что извлеченные из недр земли каменный уголь, гранит, ряд удобрений иногда образуют дополнительный радиационный фон.

На платформах мобильный телефон работает хорошо. Значит, там человека повсюду пронизывают радиоволны высокой частоты от базовых станций систем сотовой связи. Но из измерений следует, что на скамье ожидания излучение самого сотового телефона намного мощнее, чем излучение, исходящее от антенн станций. По сути, если человек не будет разговаривать по телефону, то опасные для его здоровья высокочастотные волны от других источников на платформе не фиксируются.

Конечно, иногда достаточно шумно, особенно когда грохочут мимо проходящие мощные товарные поезда. Однако согласно показаниям шумомера пыхтящий под завязку загруженный состав оказывает на ждущего дачника звуковое давление не более, чем бытовой пылесос. В большинстве случаев фон как в обычном офисе, около 50 единиц. Но а в целом угнетающе действующий на психику человека шум от электропоездов не исходит.

Что касается уровня освещенности в вагонах, то большие достаточно чистые многочисленные окна создают комфортные условия пассажирам. Недостаток света, способный вызвать дискомфорт и депрессию, люксметр не зафиксировал. Наличие небольшой вибрации, непостоянство скорости движения, естественно, мешают читающему садоводу в пути, немного утомляют глаза, но не более того. Такой оказалась в общих чертах экология на платформах станции Васильево.

СОВЕТ. Представляющих серьезной опасности здоровью человека каких-либо полей там не существует. Обнаруженные излучения укладываются в пределы принятых в нашей стране допустимых санитарных норм. Правда, надо помнить, что хотя имеющиеся нормы научно обоснованы, но все-таки они в какой-то мере произвольные. Обычно устанавливаются немного выше естественного фона. Да и организм каждого человека по-своему реагирует на одни и те же физические раздражители. Так что каждый дачник, прислушиваясь к своему организму, сам должен решать, на чем ему добираться до своего участка.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100