Современная медицина относит ранний детский аутизм к наследственным заболеваниям, так это или нет - помогла разобраться медицинский психолог РКПБ имени академика В.М.Бехтерева Оксана Макарова.
- Оксана Станиславовна, сейчас наблюдается увеличение больных аутизмом?
- Больных с синдромом раннего детского аутизма (РДА) больше не стало, но возросла статистика расстройств аутистического спектра (РАС). Это нарушения развития, сопровождающиеся проявлениями, сходными с симптомами раннего детского аутизма. Например, органические поражения головного мозга или умственная отсталость.
- Аутизм - генетическое заболевание?
- Ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана разными причинами: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями. Она может оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в связи с патологией беременности и родов (стрессы, инфекции, употребление алкоголя во время беременности).
- Может ли ребенок сначала быть открытым, а потом резко замкнуться?
- Родители обычно описывают именно такую картину: у нашего ребенка была сформирована речь, он был эмоциональным и развитым, а сейчас перестал разговаривать, стал неконтактным.
- Как при этом заболевании страдает интеллект?
- Присущие аутизму нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне уровня интеллектуального развития. Интеллектуальные показатели при аутизме могут быть и высокими, и низкими. Ребенок-аутист может иметь достаточно глубокую информированность в отдельных сферах, но при этом не уложиться в нормативные показатели психометрических тестов, которые предъявляются детям его возраста.
- К какому специалисту нужно обращаться и как проходит лечение?
- На практике родители, заметив особенности у своего ребенка, чаще всего начинают свой поход по врачам с невролога и не всегда своевременно попадают к врачам-психиатрам. Важно вовремя обратиться к психиатрам для выставления точного диагноза, решения вопросов лечения, последующей коррекции, сопровождения развития и реабилитации ребенка. Эффективность лечения и реабилитации достигается проведением комплексной помощи с привлечением специалистов различного профиля: психиатров, медицинских психологов, нейропсихологов, педагогов-дефектологов, логопедов.
Безусловно, медикаментозное лечение проводится врачами-психиатрами, при этом назначаются препараты как общеукрепляющего действия, так и специфические препараты, дающие «собирающий» эффект. Затем используется нейропсихологическая коррекция, психокоррекционная работа с использованием игровых, творческих (арт-терапевтических) и музыкально-терапевтических техник.
Желательное поведение ребенка закрепляется с помощью бихевиоральной психотерапии (АВА-терапия).
- А как быть родителям, признавать болезнь?
- Безусловно, родители такого ребенка испытывают постоянный стресс. Они не всегда могут получить помощь и поддержку от знакомых или специалистов. Матери аутичных детей зачастую ограничены в личной свободе из-за сверхзависимости ребенка, но при этом ребенок не дает матери полноценного эмоционального отклика. Мать лишена той радости общения, которая является обыденной для любой другой матери.
Отцы обычно проводят много времени на работе, избегая ежедневного стресса, связанного с повседневным воспитанием ребенка. Тем не менее на них ложатся материальные тяготы по обеспечению ухода за ребенком, и эта нагрузка предполагает быть долговременной. Отцы чаще всего испытывают чувство вины.
Родителям надо набираться терпения, принять и признать тот факт, что их ребенок особенный, с особенностями развития. Существует много сайтов и форумов, где родители детей-аутистов получают информацию и обмениваются ею, поддерживая друг друга.