ПОЧЕМУ УСТАЮТ ШКОЛЬНИКИ?

В наше время, когда школьная программа насыщена до предела, родители все чаще сталкиваются с одной и той же проблемой: день ото дня у ребенка «портится характер». Ранее спокойный и покладистый, он вдруг становится просто неуправляемым: капризничает, плачет, плохо засыпает... Все это - признаки накопившейся усталости.

news_top_970_100

Очевидно, что победить усталость можно только с помощью отдыха. Но ведь нельзя же забрать ребенка из школы в течение учебного года или самовольно «освободить» его от половины предметов. Такой отдых принесет больше вреда, чем пользы: он надолго выбьет школьника из учебного процесса, а сил прибавит на неделю максимум. И вообще, пытаться накопить силы «про запас» бесполезно, лучше составить распорядок дня таким образом, дабы силы успевали восстанавливаться.

Чтобы школьник каждое утро просыпался бодрым и полным сил да и к вечеру не напоминал выжатый лимон, все его дневные дела должны быть приведены в соответствие с биоритмами, причем учитывать нужно все спады и подъемы: годовой, недельный и суточный.
В первые дни осени работоспособность учеников невелика: они успели выбиться из рабочего графика за лето. Сезонная активность постепенно повышается, но у младших школьников этот подъем занимает почти два месяца. То есть всерьез учиться они начинают только в конце октября. Дети более старшего возраста быстрее адаптируются к школьной нагрузке, но и им требуется некоторое время для вхождения в колею.

Нечто подобное наблюдается и в недельном цикле: каждый понедельник детям приходится вновь «собираться» после выходных.

Суточные биоритмы у младших школьников неустойчивы и легко меняются. Даже небольшие сбои в распорядке дня могут привести к серьезным нарушениям трудоспособности, а значит - к ухудшению учебы. Чтобы избежать этого, следует приучить ребенка принимать пищу и ложиться спать в одно и то же время с точностью до пятнадцати минут. Следует также обращать внимание на продолжительность сна: в 7 - 8 лет она должна составлять не менее 10 часов в сутки.

Наибольшая умственная активность у младших школьников наблюдается в интервале с 9 до 11 часов утра, затем она постепенно снижается и восстанавливается к 16 - 17 часам. Расписание школьных занятий как правило согласовано с этими ритмами: самые трудные предметы ставят обычно вторым или третьим уроком. А вот домашние занятия часто выбиваются из естественных ритмов. Одни дети садятся за уроки сразу после школы, другие, наоборот, ждут родителей с работы и только после этого принимаются за выполнение домашних заданий. А ведь в период с 18 до 19 часов у большинства детей наблюдается пик двигательной активности (третий за сутки, после периодов с 8 до 9 утра и с 12 до 15 часов дня). Неудивительно, что ребенок не может и пяти минут спокойно усидеть за уроками - его все время тянет побегать с друзьями во дворе. После шести часов вечера родители должны только проверить сделанные уроки: напряженные занятия в это время малоэффективны и ведут к переутомлению и снижению работоспособности на следующий день.

Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок прекращал активные игры как минимум за час до сна. В это время можно почитать или поиграть в какую-нибудь настольную игру. И конечно, не стоит разрешать малышу слишком много времени проводить за компьютером: компьютерные игры только возбуждают психику ребенка, но никак не успокаивают ее.

Елена ЛАНСКАЯ.

news_right_column_240_400