- В конце 80-х окончил КГУ и начал преподавать. Но время было такое, когда преподавателям ничего не платили. Из науки пришлось уйти в бизнес. В 2000 году, когда возвращался из командировки в Москву, в купе увидел кем-то оставленную газету «iностранец», полистал ее и натолкнулся на объявление, что требуются учителя математики, химии и физики для преподавания в США, и подумал: «Вот как интересно, теоретически и я мог бы преподавать в Америке». Это был знак судьбы. Как будто судьба подталкивала меня к такому рискованному и авантюрному шагу. Вообще, я немного авантюрист по натуре, и мне было интересно попробовать себя в чем-то новом. Прошел собеседование и в 2001 году прилетел в США.
- Какие были первые впечатления от Америки и американской школы?
- Америка, которую я увидел из школьного класса, повергла меня в шок. Во-первых, мой английский язык оказался очень-очень слабеньким. Более того, вдруг выяснилось: то, чему нас учили на уроках английского, мне не пригодится, потому что там так не разговаривают. И фактически язык пришлось изучать заново. Но это не главное. Хваленая американская система образования оказалась не столь совершенна, как принято считать. Непривычным было и то, что у каждого штата своя образовательная программа, свой список обязательных предметов, свои выпускные экзамены. Более того, каждая школа вправе выбирать программы и учебники, по которым учатся дети. А внутри школы каждый учитель по своему усмотрению может преподавать то, что он считает важным и нужным.
- Поэтому уровень преподавания в американской школе, мягко говоря, оставляет желать лучшего?
- Несмотря на фантастическую оснащенность и щедрое финансирование, современная американская школа не дает ученикам элементарных знаний и навыков самостоятельного мышления. Вся система образования направлена на то, чтобы приучить детей слепо выполнять инструкции, не задумываясь об их значении. Школьные программы там очень упрощены. Но большинство американских школьников даже их усвоить не в состоянии. Поэтому в ход идет система тотального завышения оценок и профанация контроля знаний – официально в США почти 100-процентная успеваемость. И это на фоне того, что достаточно много американских детей, которые к десятому классу с трудом научились читать и не в состоянии выполнить простые арифметические действия. Например, многие старшеклассники постоянно путаются, переводя граммы в килограммы и наоборот. А решение элементарных квадратных уравнений вообще считается высшим пилотажем. Но американцев это нисколько не смущает, они даже немного бравируют своей необразованностью.
Конечно, есть категория учеников, которым важны знания, а не оценки. В основном это дети из семей эмигрантов, приехавших в США из восточных стран: Китая, Индии, Кореи. Вот они понимают, что фундаментальные знания – это их путевка в жизнь, их шанс добиться высоких целей. Не случайно большинство врачей, финансовых работников, ученых, инженеров, других высококлассных специалистов в США – это эмигранты. Американские политики и чиновники признают, что уровень знаний, которые дает школа, очень низкий, и пытаются что-то менять в системе образования, но пока без особых успехов.
- Значит, не стоит российской школе слепо перенимать американскую модель образования?
- Уровень подготовки в российских школах по таким базовым предметам, как математика, физика, химия, значительно выше, чем в Америке. И все же нам есть чему у них поучиться. С первого дня я был поражен, сколько внимания и времени в американской школе уделяется преподаванию музыки, различных видов искусств, хореографии, физкультуры, спорта – это более 60 предметов. Еще один большой плюс – индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями. В каждом штате существуют специальные департаменты, сотрудники которых призваны помогать в обучении и социальной адаптации детей-инвалидов. Эти дети, как правило, учатся вместе с обычными ребятами, чтобы не чувствовать себя оторванными от жизни. Скажем, у меня в классе учился слепой мальчик. Так ему помогали три дополнительных педагога.