ПОЧЕМУ Я НЕ ВЕРЮ В КРЕПКИЙ РУБЛЬ?

В последнее время толков о мнимом укреплении рубля - на любой газетной странице. Уже, мол, и вклады выгоднее держать в рублевом эквиваленте, и процентов по ним получишь больше, чем с валютных счетов. Активно муссируется тезис о дедолларизации экономики - якобы рост стоимости бакса давно не поспевает за инфляцией, следовательно, проценты по банковским вкладам в российских рублях куда привлекательнее "зеленых" вложений.

news_top_970_100

В последнее время толков о мнимом укреплении рубля - на любой газетной странице. Уже, мол, и вклады выгоднее держать в рублевом эквиваленте, и процентов по ним получишь больше, чем с валютных счетов. Активно муссируется тезис о дедолларизации экономики - якобы рост стоимости бакса давно не поспевает за инфляцией, следовательно, проценты по банковским вкладам в российских рублях куда привлекательнее "зеленых" вложений.

Впрочем, далеко не все предприниматели слепо этому верят. Анвар Губайдуллин, например, занимающийся ремонтом импортных автомобильных двигателей, уверен в обратном:

- Все разговоры о свертывании на российской сцене бакса - блеф, - считает он. - Достаточно внимательно вчитаться в мнения финансовых экспертов, чтобы понять: большинство советует держать сбережения не в "деревянных", а в долларах и евро - примерно поровну. Похоже, досужая реклама российской банковской системы очень напоминает времена "черного вторника" или преддефолтовского июля - тогда тоже только и говорили, что об увеличивающейся крепости национальной валюты.

Насколько справедливы суждения скромного авторемонтника - вопрос особый. Но факт, что они характерны для значительной части российского предпринимательского класса. Особенно тех, кто занят непосредственно производством, а идею о твердом рубле в основном проталкивают финансисты и спекулятивно-посреднические компании.

- Посудите сами: государство делает ставку на отрасли-экспортеры, прежде всего на тех же хозяев нефтегазовой трубы, - говорит Губайдуллин, - именно они приносят львиную долю бюджетных доходов. Но экспортерам-сырьевикам крепкий рубль как кость поперек горла: чем ниже стоимость "деревянного", тем выше экспортная выручка. Да и металлургам, поставщикам норильского никеля, крепкий рубль тоже смерти подобен - ясное дело, что отечественная сырьевая продукция в этом случае станет неконкурентоспособной на мировом рынке.

Впрочем, Анвар рассуждает не только с точки зрения высокой макроэкономики - собственный опыт подсказывает, что в обычных расчетах между рядовыми предпринимателями бакс остается куда более привлекательной единицей, чем рубль или даже евро.

- Дело не в относительно высоких рублевых ставках, которые предлагают сегодня российские банки, - считает он. - Просто в надежность нашей банковской системы, по большому счету, никто не верит. Вон Центробанк недавно резко снизил ставку рефинансирования, а что - это привело к оживлению рублевого оборота? Если я беру крупную партию автозапчастей для ремонта двигателей в кредит, в качестве залога кто-нибудь захочет взять у меня "деревянные"?

Для производственников, связанных с поставками западного оборудования или комплектующих, рубль по-прежнему остается своеобразным "табу". Он внешне неконвертируем, и случись какая-нибудь финансовая заварушка внутри страны, все рублевые контракты в одночасье превратятся в тонны никому не нужной разрисованной бумаги.

- Ни один мой серьезный контрагент не соглашается на рублевую предоплату, - трезво констатирует ситуацию Анвар. - И думается, что политика правительства, постоянно выкидывающего на рынок новые и новые рублевые массы, щедро (а порой и бездумно) финансирующего социальные и военные программы - не последняя причина в подобном недоверии к отечественной валюте. Когда рубли печатаются со скоростью пирожков, а на счетах отечественных банков остаются крупные никем не востребованные резервы, трудно поверить в то, что рубль действительно является мотором российской экономики. И хранить собственные сбережения в "деревянных" (пусть временно и на выгодных вроде бы условиях) большинство считает психологически опасным.

Кстати, сам Губайдуллин свои хоть и скромные финансовые резервы держит в коммерческом банке параллельно на долларовых и евро счетах. Впрочем, деньги у него в сейфах не залеживаются - предпочитает пускать их в оборот, пока бизнес по ремонту импортных двигателей процветает. На вопрос, верит ли он хотя бы в перспективное укрепление рубля, отвечает:

- Вот когда Путин выполнит свое обещание о внешней конвертации рубля, тогда и можно будет поверить в истинную крепость нашей валюты. А пока, пардон, баксы предпочтительнее и надежнее...

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400