Такого «звездного» открытия Московского международного кинофестиваля, кажется, еще не бывало.
Да это и вполне оправдано, ведь нынешний – юбилейный, тридцатый. И самой крупной «жемчужиной» церемонии был, безусловно, Уилл Смит – на данный момент, пожалуй, самый популярный в мире актер.
Он и вел себя как настоящая голливудская звезда: свободно, раскованно, непринужденно. Так, как будто весь мир крутится вокруг него. Впрочем, именно так оно и было. И даже очаровательная Шарлиз Терон в удивительном, необыкновенном розовом платье как-то поблекла в лучах своего темнокожего спутника. А уж хозяину праздника Никите Михалкову и подавно пришлось танцевать под дудку гостя-легенды - и не только в переносном, но и в самом прямом смысле.
Голливудские звезды
Уилл Смит и Шарлиз Терон приехали в Москву, чтобы представить фильм «Хэнкок», в котором они оба сыграли главные роли. Картина эта открывала Московский кинофестиваль. Надо отметить, что впервые за всю историю нашего кинематографа в столице России проходит премьера американского фильма за две недели до его мировой премьеры. В связи с этим, кстати, были приняты беспрецедентные меры безопасности. Видимо, выпускающая компания Sony Pictures весьма наслышана о процветающем российском видеопиратстве. В связи с чем у всех первых зрителей «Хэнкока» на время киносеанса была изъята любая звуко- и видеозаписывающая техника - включая мобильные телефоны.
Сами же актеры в отличие от Sony Pictures, никакого беспокойства по поводу наших пиратов не проявляли - наоборот, были в превосходном расположении духа и при малейшей возможности сыпали шутками. На пресс-конференции Уилл Смит поразил всех своим чистым произношением, сказав по-русски практически без акцента: «Доброе утро!» А когда журналисты осыпали комплиментами Шарлиз Терон, он вдруг начал возмущаться и даже попросил вызвать охрану, чтобы строго наказать зарвавшихся акул пера, оставивших его персону без внимания. И тут же сам расхохотался, довольный собственной шуткой. Кроме того, голливудский актер продемонстрировал свое умение петь без фонограммы - пока гостю переводили очередной вопрос, он пел рэп собственного сочинения.
- Это мой третий визит в Россию, - сообщил Уилл Смит. – Когда я был маленьким, Россия казалась мне далекой страной - и в плане расстояния, и в плане культуры. Но надеюсь, что теперь все изменится. Мне очень интересно познакомиться с русскими людьми и посмотреть русские фильмы. И я это обязательно сделаю!
Дорожка
По традиционной красной дорожке, расстеленной перед входом в кинотеатр «Пушкинский», проследовал почти весь цвет отечественного кино: Алексей Петренко, Наталья Андрейченко, Сергей Гармаш, Рената Литвинова, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский, Вениамин и Алика Смеховы, Ирина Мирошниченко, Елена Кондулайнен, Вера Глаголева, Владимир Машков, Олеся Судзиловская, Андрей Мерзликин, Евгений Стычкин... Именитые гости: политики Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский, телеведущий Юрий Николаев и адвокат Павел Астахов, певица Алена Свиридова... Но все радостные крики толпы в их адрес заглушил настоящий ураган восторга, виновником которого стал Уилл Смит. Стоило темнокожей звезде Голливуда появиться на красной дорожке, как толпа принялась неистовствовать. А Уиллу, казалось, только этого и надо было. И он постарался устроить из своего появления у «Пушкинского» целое шоу.
Перед входом в кинотеатр в самом начале дорожки играл оркестр, под музыку которого и вышагивали знаменитости. Уилл тут же подошел к музыкантам - и пустился в пляс, приветствуя всех гостей фестиваля и праздную публику, пришедшую полюбоваться на зрелище. Никита Михалков, стоявший на самой верхней ступеньке триумфальной лестницы, понял, что происходит нечто незапланированное, и если это безобразие не перевести в какое-то цивилизованное русло - может произойти нечто непредсказуемое. Он решил спуститься к почетному гостю и лично препроводить его в зал, чтобы он никоим образом не задержал начало церемонии. Никита Сергеевич взял под руку голливудского гостя и повел было его к входу. Но не на того напал! Уилл перехватил руку Михалкова, крепко пожал ее - и тут же предложил хозяину церемонии повторять за ним танцевальные движения. Тому ничего не оставалось, как подчиниться напору Смита и вслед за ним отбивать что-то наподобие чечетки и щелкать пальцами.
Потанцевав несколько тактов, Михалков отправился на свое высокое место - встречать новых почетных гостей. А Уилл Смит остался, чтобы раздать автографы своим российским поклонникам и дождаться Шарлиз Терон.
Та вскоре появилась на дорожке в необыкновенном розовом платье и тоже вызвала бурю восторга.
Под музыку Эмира
Еще одним именитым гостем юбилейного фестиваля стал «оскароносный» режиссер Эмир Кустурица. Это уже не первый визит знаменитого серба в Москву: в прошлом году он был почетным гостем Михалкова. И перед тем как выпустить его на сцену, Никита Сергеевич отвез его в магазин и переодел с головы до ног.
На сей раз Эмир Кустурица нарушил дресс-код фестиваля и явился в спортивных брюках и футболке. И поднявшись на сцену, он постарался объяснить почтенной публике, почему на сей раз он одет «не по форме»:
- В прошлом году Никите из меня удалось сделать человека. Так как все гости должны были появиться в костюмах, а я их не ношу, и у меня их никогда и не было, он купил мне носки, ботинки, штаны, рубашку, пиджак... В общем, все, чтобы сделать из меня приличного режиссера. Но в этом году я вернулся в свое нормальное состояние и обличье. Наверное, такова воля судьбы, что я возвращаюсь сюда снова и снова. И огромное спасибо Никите за его вклад в мировой кинематограф. Но это еще не значит, что в знак благодарности я привезу ему на следующий год костюм от Армани!
- А мог бы и раскошелиться, - тут же с улыбкой заметил Никита Сергеевич.
Кустурица обещал гостям сюрприз – и тут же вместе со своим музыкальным коллективом с веселым названием No Smoking Orchestra (то ли «оркестром некурящих», то ли «людей без смокингов»; впрочем, сам руководитель к этому официальному названию для ясности частенько добавляет «свадебно-похоронный»), где играют он сам и его родной брат, исполнили задорную песню на сербском языке. Так что, оказывается, «оскароносные» режиссеры могут не только хорошее кино снимать, но и петь, и играть на гитаре.
Японский гость
В числе гостей юбилейного фестиваля был еще один выдающийся режиссер: Такеси Китано. Именно Такеси, хотя гораздо более привычно произносить «Такеши». Но в посольстве Японии попросили не искажать имя их знаменитого соотечественника, а в японском языке отсутствует звук «ш». И правильно произносится «Такеси».
Кстати, когда знаменитый японец шествовал по красной дорожке – российские журналисты вдруг вспомнили правила японского языка и кричали, чтобы привлечь к себе внимание режиссера: «Такеси сан! Такеси сан!» А потом, нафотографировав себе уважительно позирующую знаменитость, говорили: «Оригато!» («Спасибо»).
Такеси из рук Никиты Михалкова получил специальный приз ММКФ «За выдающийся вклад в мировой кинематограф».
- О России я знал со студенческих лет, - признался Китано, с благодарностью приняв статуэтку святого Георгия, покровителя Москвы. – Я читал Достоевского и других русских классиков.
Считаю, что этот приз я получил авансом, как кредит. Считаю себя человеком маленьким и пока не заслужил его. Но буду работать теперь с большей силой, чтобы оправдать ваши надежды!..
Историческая справедливость
В этот вечер был вручен еще один приз – Большой приз Первого Московского международного кинофестиваля. Его получил в далеком 1959 году режиссер и актер Сергей Бондарчук за фильм «Судьба человека». И все это время почетная награда хранилась в анналах киностудии «Мосфильм». В «Пушкинский» его привез генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, для того чтобы отдать награду семье режиссера – вдове Ирине Скобцевой и сыну Федору Бондарчуку.
- Мой первый рабочий день на «Мосфильме» прошел на съемках у Сергея Бондарчука, - вспоминает Карен Шахназаров. - Тогда забыли пригласить пиротехников и заказать спецэффекты. И меня Бондарчук посадил у своих ног и заставил курить в камеру, чтобы шел дым. Впервые в своей жизни я выкурил за час более трех пачек сигарет. Но что поделать – искусство требует жертв... Несмотря на это «жестокое» задание, у меня о Сергее Федоровиче остались самые лучшие воспоминания. И я очень рад, что мне выпала эта почетная миссия – передать эту заслуженную награду семье великого режиссера.
- Время все возвращает на круги своя. Спасибо фестивалю за то, что он совершил такую акцию, – поблагодарила в ответном слове Михалкова и Шахназарова Ирина Скобцева. – Этот приз будет стоять теперь в кабинете Сергея Бондарчука – там, где ему и положено быть.
Поцелуй Смита
По традиции кинофестиваль считается открытым после того, как на сцене щелкнет большая хлопушка. На сей раз эту почетную миссию доверили Уиллу Смиту и Шарлиз Терон - под строгим режиссерским руководством Михалкова. Когда хлопушка сделала свое дело, Никита Сергеевич от души поцеловал в щеку Шарлиз Терон. Уилл Смит почувствовал себя обделенным – и, взяв инициативу в свои руки, решил проделать то же самое с российским режиссером.
Никита Сергеевич сначала опешил. Но быстро нашелся:
- Ты уж три раза целуй - как по русскому обычаю полагается!
Голливудский гость вынужден был повиноваться: а куда денешься – обычай! А потом со вздохом – как после тяжелой работы – произнес:
- Ох и нацеловался же я сегодня!..