Покончат ли в вузах с плагиатом

Отказ бороться будет стоить аккредитации. В правилах аккредитации российских вузов скоро появится новое требование - о необходимости создания базы квалификационных, дипломных, курсовых и прочих научных работ.

news_top_970_100
Они должны размещаться на сайтах учебных заведений и быть в свободном доступе для всех желающих. По мнению Агентства стратегических инициатив (АСИ), такие меры раз и навсегда решат проблему плагиата и повысят качество российского образования. В теории все стройно и красиво. Но как сработает эта мера на практике?
Реально ли покончить с плагиатом таким образом и как относятся преподаватели к созданию такой базы, «КВ» поинтересовались у профессора, доктора философских наук, завкафедрой журналистики КФУ Светланы ШАЙХИТДИНОВОЙ:
- Эффективно бороться можно, зная конкретного виновника. А здесь его трудно найти. Мы все - заложники сложившейся практики. Зачастую получается так, что в фирмах, оказывающих услуги по написанию курсовых, дипломных работ, рефератов, заказы выполняют сами же сотрудники вузов. Для них это способ заработка.
Преподаватели, которые в этом не замешаны, понимают, что существующий рынок работ «на заказ» создает у студента ощущение, что в подготовке таким образом курсового, дипломного проекта ничего зазорного нет. Нередко мы имеем дело с дипломниками - чаще это студенты заочного отделения, которые появляются в последний момент с готовыми текстами. Обнаруживаешь, что работа скомпилирована из материалов из различных источников. И что? Срезать накануне защиты? Но студенты тоже не козлы отпущения - у кого-то не получилось вовремя обратиться к руководителю, кто-то не смог вовремя приехать... Голосуешь за троечку и отпускаешь с миром. Ведь такие работы - проблема не студентов или преподавателей, а всей нашей системы образования.
- Как вы относитесь к идее создания электронной базы научных работ? 
- Есть общие правила, которых придерживается любой вуз и любой факультет, - защищенные дипломные проекты хранятся в течение пяти лет. К ним всегда можно обратиться при написании собственной работы, сослаться на предшественника. Создание собственной электронной базы научных исследований возможно, но в борьбе с плагиатом это вряд ли поможет. Весь интернет в базу не запихнешь, а именно оттуда черпают идеи новоиспеченные горе-авторы.
- Как тогда бороться с плагиатом?
- Ударить по рынку поставщиков плагиата! Самое ужасное, что конторы по написанию этих работ легитимны... Плагиат у нас не является постыдным явлением, а должен им быть. И конечно, нужно поощрять самостоятельные творческие начинания студентов, продумать механизм такого поощрения. 
Комментарии
Искандер Ясавеев, доцент, доктор социологических наук: 
- На мой взгляд, создание подобной базы - это важная мера, но ситуацию с плагиатом переломить таким образом не удастся. Скорее всего, возрастет число подлогов, то есть сдачи работ, выполненных кем-то другим по заказу студента.
Лилия Низамова, доцент кафедры социологии КФУ: 
- Думаю, что нет какой-то одной меры, которая, как волшебная палочка в сказке, предупредила бы все возможные формы и варианты плагиата как в учебном процессе, так и в научной жизни. Тем не менее озвученные предложения АСИ не случайны. В целом они служат тому, чтобы деятельность кафедр, факультетов, институтов, вузов, ученых советов по присуждению ученых степеней стала более прозрачной и доступной контролю общественности.
Невозможно победить плагиат раз и навсегда. Противодействие ему предполагает выстраивание системы его предупреждения, общественного осуждения и неприятия, наказания мошенников в интеллектуальной сфере. Ведение постоянной - из месяца в месяц, из года в год, систематической работы. Хорошо, что сейчас на самом высоком федеральном уровне осознали значимость такой работы. Важно, чтобы она не ограничилась громкими заявлениями и обещаниями.

news_right_column_240_400