Вы ему все блага цивилизации – накормлен, одет, игрушки, компьютер куплены. А он плачет тайком и убегает из дома. Или идет с соседскими ребятами клея в подвал нюхнуть. Почему?
Тайна фиолетовой кофточки
Разгадка тайн детской души – задача, возложенная ныне на педагогов: родители, замученные добыванием средств к существованию, так и говорят: «Вы - школа! Вы и воспитывайте». Но и педагогам не до этого. Школьную программу донести бы до детских умов и четверть благополучно закончить. Хорошо, когда в школе есть специалист по душе – психолог. Еще лучше, когда их два, как в одной из казанских школ. Тогда в кабинете этих специалистов не закрывается дверь: «Наталь Сергеевна, Диан Зиятовна, а можно порисовать?»
Это не кабинет ИЗО, но дети любят приходить сюда не только поговорить по душам, но и порисовать. Им – удовольствие, психологам – нередко ключ к разгадке непонятного поведения ребенка. Когда непосвященный человек смотрит на детский рисунок, он только умиляется: «Ой, смотри, каким большим он дедушку нарисовал!» «А мама-то в какой красивой кофточке!» Не догадывается, что самая большая фигура дедушки, густо заштрихованная черным, – олицетворение семейного диктатора. А фиолетовая кофточка мамы – сигнал того, что у той депрессия.
Или вот, например, большая, дружная на вид семья – радость, да и только! Но ни один из домочадцев почему-то не держится за руки. А кисти рук отсутствуют – это значит, нет в семье единения, каждый в ней сам по себе, поясняют психологи.
Мальчик изобразил себя в окне. Но не внутри своего дома, как обычно, а снаружи. Значит, он чувствует себя неуютно в собственном доме, заглядывает туда с улицы, как чужой. Детский рисунок для педагогов – это криптограмма, склонившись над которой, они блуждают по лабиринтам детской души.
Лучше нарисуй!
- Беседа – это прекрасно, - говорит психолог Наталья Зотова. - Но часто дети таятся, скрывают что-то. Даже когда их тестируешь, они отлично понимают, какие правильные слова нужно говорить, чтобы получился тот или иной результат. А вот рисунок – это полное откровение. В нем все подсознательное и тайное выходит наружу. Проблемы здоровья, психоэмоциональный настрой, скрытая агрессия, или, наоборот, подавленность. Кроме того, бывает, некоторые вопросы задавать неэтично. Например, полная или неполная семья, какова степень сексуального интереса и так далее.
Коллега Зотовой Диана Шайхуллова вспоминает случай, когда именно рисунок поставил точку в спорах о том, с кем после развода родителей должен остаться ребенок. Папа завел другую семью, где у него родился еще один малыш. И хотя он настаивал, чтобы старший ребенок тоже был с ним, суд склонился к решению оставить его с мамой. Тогда мальчика попросили нарисовать, какой он видит свою семью. Рисунок поверг всех в шок. На нем были изображены папа с младенцем, его новая жена и сам мальчик, который крепко держал их за руки. Оказалось, с «чужой тетей» ему уютнее, чем с родной матерью. А папа дороже всех на свете.
Моя семья - компьютер
Бывает, что детский рисунок выдает печальные семейные тайны. Вот что нарисовали третьеклассники на тему «Моя семья». Мальчик скорчился за большущим компьютером. Зная, что семья у ребенка полная, Диана Зиятовна удивилась: «А где остальные? Ты что, один живешь?» «А они всегда на работе», - последовал ответ. Итак, во внешне благополучной и обеспеченной семье ребенок чувствует себя одиноким. Компьютер стал его единственным «домочадцем».
Одноклассница мальчика изобразила всю семью. Но как! Первой стоит мама внушительных размеров, на весь лист. Рядом робко притулилась маленькая фигурка. «А это кто?» «Это? Папа...» Без комментариев.
Дальше яркий пример детского эгоцентризма. Юный автор изобразил себя самым крупным на рисунке, больше родителей! Да и солнце светит с его стороны, а солнечные лучи так и ласкают, его, единственного. Рядом, правда, братишка. Похоже, вдвоем они - эпицентр семьи. Возможно, родители сознательно отвели детям такую роль, принизив свою значимость и авторитет. Это привело к внутренней разобщенности: родители и дети стоят отдельно друг от друга. У папы с мамой полное взаимопонимание, они держатся за руки. А вот дети стоят отдельной группкой. Тут есть над чем поработать социальным педагогам. А родителям задуматься...
Удивительнее всего, когда в кабинет Натальи Сергеевны и Дианы Зиятовны приходят выпускники, у которых возникают уже взрослые проблемы. Они не только изливают душу в беседе. По старой памяти снова садятся рисовать. И ничего не меняется! Рисунок, как и раньше, приводит к самым удивительным открытиям.
СОВЕТ ПСИХОЛОГОВ. Не относитесь к детским каракулям как к забаве и безделице. Это бесхитростная исповедь души. То, о чем вы хотите, но не можете спросить. Изучайте их, постигайте, храните как реликвию.