- Уважаемый Минтимер Шарипович, судьбы русского и татарского народов неразрывно связаны на протяжении веков. У нас общая, великотрудная история, и, по сути, народы давно срослись в нацию, сохранив при этом собственные языки, религии, культуры, самобытность традиций. Русские, татары, другие, не столь многочисленные, народы Федерации, столетиями учились жить в полиэтнической многоязычной среде, выработав принципы добрососедства и взаимопомощи. Без этого жизнь в такой стране, как наша, превратилась бы в ад. Вы лично - выходец из крестьянской семьи, пережившей и раскулачивание, и трагические военные годы. Это была судьба миллионов. И Ваш путь от родной деревни Аняково до президентского дворца, и Ваш рост как государственного деятеля и политика не был усыпан розами, но он был закономерным. Скажите, как Вы сегодня оцениваете советское прошлое, где соседствовали несвобода и интернационализм, жесткая регламентация общественно-политической жизни и замечательные традиции образования, искажение культур - и великая культура, повлиявшая на философию человечества?
- Думаю, что все противоречия того времени стали особенно явными именно в перестроечные годы, когда люди впервые заговорили о свободе слова, правах человека, религиозной свободе. Вы знаете, что в начале 90-х годов в нашей республике происходили достаточно активные общественные процессы. Во многом это было своего рода откликом и на факты искажения истории, которые имели место в советское время, и на те противоречия и запреты, которые до этого считались нормой, и на перегибы власти.
Приведу пример из своей жизни. Мой дед и отец были крепкими середняками. В свое время их раскулачили, но не сослали, что было тогда редкостью, поскольку наша семья пользовалась большим уважением в деревне. И вот когда началась коллективизация, отца, тогда еще молодого человека, избрали первым председателем колхоза. Это говорит о том, что, несмотря на непродуманную политику, люди все равно думали, как им дальше существовать, как строить свою жизнь и вручили свою судьбу человеку, умеющему вести хозяйство. В этом тоже есть свое противоречие. Кроме того, надо признать, что трудные условия жизни определенным образом сплачивали людей. Взаимовыручка, поддержка тоже имели место. Хочу подчеркнуть, что в любой ситуации нужно всегда оставаться человеком, как бы тебе трудно ни было.
Нельзя отрицать и того, что мы все вышли из того времени, и, конечно, на нас остался его отпечаток. Категорично отрицать все, что было тогда - нельзя, но использовать накопленный опыт в новых исторических и общественных условиях, думаю, будет всем нам на пользу. Например, я бы не дал отрицательную оценку этим годам в части сохранения культуры и дружбы между народами. Конечно, у кого-то есть определенная ностальгия по тем временам, мол, в советское время жилось лучше. Но ведь не стоит забывать, что большинство людей ничего не имело. Люди приходили в этот мир ни с чем, и уходили, так толком ничего не заработав за свою жизнь, не имея возможности оставить что-то своим детям. Невозможно говорить о богатстве страны, не заботясь о богатстве и благополучии каждого человека, живущего в ней.
- 12 июня 1991 года народ Татарстана впервые избрал Президента республики. Это были Вы. Даже в непростые годы суверенизации территорий России многонациональный Татарстан оставался территорией мирной и творческой, работавшей, обучавшей своих детей, игравшей свадьбы. Даже храмы разных религий здесь помогали друг другу (в том числе и материально). Чья это была заслуга, Ваша как Президента? Или толерантной прессы? Или все-таки народа, оказавшегося мудрее обстоятельств?
- Да, действительно, так сложилось, что русские и татары живут здесь бок о бок на протяжении долгой истории. Треть браков в нашей республике - межнациональные. Говорить, что кто-то им специально навязывал такие отношения, было бы глупо. Лучше всех о взаимоотношениях русских и татар, еще в начале прошлого века сказал наш классик Габдулла Тукай, 120-летие со дня рождения которого мы отметили недавно в рамках объявленного в нашей республике Года литературы и искусства:
"Вовеки нельзя
нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы
на единую нить".
Вместе с тем, как я уже сказал, в начале перестроечных лет в Татарстане происходили бурные общественные процессы, по всей республике проходили многочисленные митинги. Тогда всем нужен был достойный ответ на вызов времени. И мы его нашли. Самое главное, что общество постепенно успокоилось. Люди поняли, что, живя вместе, в одном общем доме, нельзя пренебрегать интересами своего соседа, нельзя жить только так, как тебе удобно. То, что хватило мудрости прийти к взаимопониманию - это наша общая заслуга. Приведу один пример. В те перестроечные годы, накаляя и без того напряженную обстановку, крайние националистические силы заговорили о том, что в XVI веке при взятии Казани была разрушена историческая мечеть Кул Шариф и на его месте был построен Благовещенский собор. Дошли даже до того, что призывали построить на месте собора новую мечеть Кул Шариф. Послушав их речи, выждав дискуссию, развернувшуюся в обществе, я решил напрямую обратиться к многонациональному народу Татарстана. Я спросил: "Будет ли на земле Татарстана мир и согласие, если мы снесем собор Благовещенья и поставим на его место мечеть Кул Шариф?" Все здравомыслящие люди ответили, что этого нельзя делать ни в коем случае. И это был исчерпывающий ответ народа на происки крайних сил. И я подписал указ, где было принято решение отреставрировать Благовещенский собор и рядом в Кремле построить мечеть Кул Шариф. Это решение всем пришлось по душе тем, что было именно таким.
Я должен сказать, что решения главы многонациональной республики всегда, во всех областях должны быть такими - приводящими людей к всеобщему согласию. И я всегда придерживался и придерживаюсь этого принципа.
Раз уж я коснулся проблемы толерантности, то повторю всем известную истину: религия является неотъемлемой частью духовной жизни народа. И здесь мы не делаем предпочтения какой-то одной конфессии или представителям какой-то одной национальности. У нас каждый имеет возможность удовлетворить свои духовные запросы. Вы знаете, что республика придерживается в своей политике именно центристского курса, принципа сбалансированности интересов и паритетности в отношениях. Не стоит забывать и о том, что большое внимание уделяется развитию культуры, языка и других народов Татарстана - чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы и других. В местах компактного проживания представителей различных национальностей работают школы, где идет преподавание на родном языке, там же они знакомятся с культурой своего народа, хранят традиции.
Что касается деятельности прессы в те годы, то, я считаю, что наступившая вдруг эпоха гласности оказалась не всем, как говорится, по зубам. Оно и понятно, потому что мы сколько лет жили в рамках одной идеологии - социализма, ничего другого не знали. Появились новые издания, понимающие гласность как вседозволенность и откровенно призывавшие людей к крайним шагам по отношению к существующей власти и неприятию происходивших перемен, а еще хуже, к межнациональным спорам. А каждое существовавшее до этого средство массовой информации "переболело" гласностью по-своему. Поскольку мое имя появлялось буквально во всех СМИ, я не был сторонним наблюдателем этого процесса. И, к чести татарстанской прессы, да и органов республиканской власти, у нас не было "разборок" между прессой и властью. Этот сложный путь к сегодняшнему, цивилизованному диалогу между властью и обществом, который обеспечивает пресса Татарстана, мы прошли достойно.
- Год назад мы публиковали большую статью о развитии татарского интернета, и здесь достижения республики оказались потрясающими. В минувшем году республика отметила 100-летие татарской прессы. Что для Вас, как Президента, значат средства массовой информации? Зона новостей? Зона конструктивной или деструктивной критики? Зона взаимного влияния общества и власти?
- Средства массовой информации для меня - это прежде всего источник полезной информации для всех сторон деятельности Президента Татарстана, будь то новости или отклики на жизненные проблемы, экономические, политические статьи или критика в мой адрес. Вы прекрасно знаете, сейчас очень важно владеть информацией, причем оперативной. Мне как никому другому нужно быть в курсе всего происходящего не только в республике, но и в стране и в мире. Бывает и так, что конструктивная критика или аргументированная аналитика в СМИ подсказывает путь решения той или иной жизненно важной проблемы. В то же время СМИ, если так можно выразиться, - место моего общения с татарстанцами. Безусловно, я часто бываю в деревнях, селах, районах, городах нашей республики, везде стараюсь больше общаться с простыми людьми. Да и у себя в резиденции принимаю большое количество людей. Но, тем не менее, через средства массовой информации я могу обратиться ко всем, что-то объяснить, прокомментировать ту или иную ситуацию, внести ясность по той или иной проблеме, потому что, как показывает жизнь, людям, чтобы разобраться, важно знать и мое мнение. Затем вступает в действие, как говорят журналисты - обратная связь и я вижу реакцию людей на свое выступление на страницах газет или журналов, на сайтах, на экране телевизоров или в радиоэфире.
Сегодня информационный рынок нашей республики действительно весьма динамичен и разнообразен. В последнее время в Татарстане активно развиваются электронные СМИ, что обусловлено возрастанием их роли в новых условиях. Сегодня уже никого не удивляет доступность информации, скорость ее распространения, возможность информирования людей в режиме реального времени. В связи с этим мы возлагаем особые задачи на республиканский спутниковый телеканал "Татарстан - Новый век". Сегодня он доступен во многих городах России, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Значительный прирост аудитории ставит перед телеканалом задачу повышения качества программ. Не хотелось бы оставлять в стороне и жизнь татар, проживающих за пределами нашей республики. Помочь в этом, на мой взгляд, должно развитие сети корпунктов. И здесь мы пришли к необходимости использования возможностей представительств Татарстана в регионах России.
Что касается самой республики, освещения жизни людей на местах, нам удалось сохранить районную печать в условиях постепенного перехода на местное самоуправление. Как вы знаете, Татарстан одним из первых принял решение о переходе на новую форму общественных отношений, понимая, что настоящее народовластие, ответственность людей на местах является основой основ демократического развития страны. В связи с началом действия нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" были проведены организационные мероприятия по переходу районных и городских газет на новую правовую форму деятельности. Тем самым в положительную сторону был решен вопрос о том, быть или не быть местной прессе.
А татарская пресса всегда была в центре нашего внимания. Мы всегда поддерживали и поддерживаем те издания, которые начали выходить еще в начале ХХ века и воспринимаются народом как зримый образ истории татарского народа. Во многом благодаря им сохранился наш язык, культура и национальные традиции. В основном это детские, женские издания, издания по культуре и искусству. Но я должен сказать, что СМИ на татарском языке имеют своего верного читателя, зрителя, слушателя и полностью востребованы татароязычным населением. К примеру, более 10 лет, вплоть до нынешнего года самый большой тираж среди печатных изданий в республике был у молодежной газеты на татарском языке "Татарстан яшьлэре". В последнее время появилось много газет на татарском языке, и, представьте себе, каждая набирает определенный тираж и продолжает выходить. Может быть, тому причина - менталитет нашего народа, который во все времена стремится к самовыражению в письменном творчестве. Хотя я, например, сторонник не увеличения количества газет, а улучшения качества и привлекательности уже существующих, пользующихся популярностью изданий.
- Известно, что Татарстан поддерживает татарские СМИ в различных регионах России и за ее пределами. То же можно сказать о связях с диаспорой через интернет, радио и телевидение. В связи с этим, насколько татарская диаспора влияет на культурные и политические процессы в самом Татарстане, и наоборот: насколько востребована диаспорой информация о процессах, идущих в Вашей республике?
- За последние годы связи с татарами во всем мире укрепились. То, что в наших силах - в вопросах возрождения языка, культуры, традиций - мы стараемся выполнять. В частности, проводится последовательная работа по обеспечению учебной и художественной литературой наших соотечественников, проживающих за пределами Татарстана. Особое внимание уделяется вопросам привлечения в наши вузы одаренных детей татар из других регионов страны. Тем не менее, насколько я знаю, даже профессиональное сообщество татарстанских СМИ нуждается в талантливой молодежи, владеющей двумя государственными языками.
Для тех, кто проживает за рубежом, пожалуй, главным источником информации о жизни татар и Татарстана, помимо уже упомянутого телеканала "Татарстан - Новый век", является интернет. Сегодня в республике существует ряд ресурсов на русском, татарском и английском языках, а также татарской латинице. Такая языковая палитра делает доступной информацию для самого широкого круга читателей, независимо от страны их проживания. На мой взгляд, связь между нами и нашими соотечественниками, живущими за пределами республики, разносторонняя. Благодаря современным СМИ, мы находимся в едином информационном пространстве и я бы даже не разделял татар на две части. Любая информация о Татарстане и о татарах вне зависимости от места их проживания всегда востребована.
- Читаете ли Вы газеты и журналы или пользуетесь информационной выжимкой, которую готовит аппарат Вашей администрации? Если да, то какие именно СМИ являются для Вас лично источником полезной информации - газеты, журналы, радио, ТВ?
- Газеты я читаю сам. Обычно деловое утро начинается с газет. Журналы тоже стараюсь просмотреть, особенно республиканские. И, конечно, никогда не обхожу вниманием газеты и журналы на татарском языке. Несколько раз в течение рабочего дня пресс-служба предоставляет мне "горячие" новости с лент информационных агентств республики, страны и мира. В первую очередь читаю новости "Интерфакса". Радио иногда слушаю в машине. Вечером смотрю новостные выпуски федеральных и республиканских телеканалов. Интересуюсь документальной тележурналистикой, иногда удается посмотреть документальные фильмы. Больше всех смотрю телеканал "Татарстан - Новый век", есть свои любимые передачи. В выходные, бросив все дела, любим смотреть татарские спектакли всей семьей. Когда хочется отойти от суеты - смотрю федеральный канал "Культура". Это - для души, он подобен оазису посреди пустыни.
- В стране, победившей фашизм, слишком долго старались не замечать тенденций в развитии агрессивного национализма, постепенно перешедшего не просто в нацизм, но в нацизм действующий, оболванивающий оказавшуюся невостребованной молодежь, в нацизм, которому уже мало маршировать, а хочется избивать, резать, расAB@5;820BL LE>00?!" ;02K 04<8=8AB@0F88 3. 070=8 >B 19.09.2005 3. №2370>070=85?A?;0B=K5 8458 =0 B5<C, :0: A45;0BL 3>@>4 ;CGH58!187;4g?0;8 8725AB=K @57C;LB0BK @01>BK #?@02;5=8O $! >AA88 ?> " 70 6 <5AOF52 2006 3>40.7;.=?0=>20O @5:>=AB@C:F8O 4>@>3 =0G0;0AL =0 C;8F5 $@575@=>9 2 <8:@>@09>=5 «"5?;>:>=B@>;L».4692.35S?3>@>45 B>;L:> 70 ?>;3>40 C3=0=K 162 <0H8=K 8 43 C:@045=K, A>>1I8;8 =0 ?@>H54H5< 2G5@0 1@8D8=35 2 # 070=8. @5ABC?;5=89 1K;> 1K <5=LH5, 1C4L =0 02B><>18;OE CAB0=>2;5=K :0G5AB25==0O A83=0;870F8O 8 A8AB5<0 <5E0=8G5A:8E 1;>:8@0B>@>2, AG8B05B =0G0;L=8: >B45;0 ?> @0A:@KB8N :@06 8 C3>=>2 02B>B@0=A?>@B0 # 070=8 0@0B 0@052..4SH;>65=85 > ?>@O4:5 >@30=870F88 8 ?@>2545=8O ?C1;8G=KE A;CH0=89 2 3>@>45 070=8 (?@>4>;65=85)<.BE!2=5A5=88 87<5=5=89 2 =5:>B>@K5 70:>=>40B5;L=K5 0:BK >AA89A:>9 $545@0F88 ?> 2>?@>AC >D>@<;5=8O 2 C?@>I5==>< ?>@O4:5 ?@02 3@0640= =0 >B45;L=K5 >1J5:BK =542868<>3> 8<CI5AB20@8=OB >AC40@AB25==>9 C<>9 16 8N=O 2006 3>404>1@5= !>25B>< $545@0F88 23 8N=O 2006 3>40..8.. OE? 8N=O 2 070=A:>< @5<;5 @57845=B 5A?C1;8:8 "0B0@AB0= 8=B8<5@ (09<852 2@CG8; !B0=8A;02C @5<8=C <540;L «0 4>1;5AB=K9 B@C4». 0 F5@5<>=88 =03@0645=8O ?@8ACBAB2>20;8 ?@54A540B5;L 0F8>=0;L=>3> 10=:0 ", ?@57845=B #! 235=89 >30G52, <8=8AB@ ?> 45;0< <>;>4568, A?>@BC 8 BC@87<C 0@0B 0@852.. %O? MB>9 =545;5 A>AB>O;>AL 70A540=85 :><8AA88 ?> B>?>=8<8:5 ?@8 3>@>4A:>9 C<5 ?>4 ?@54A540B5;LAB2>< 70<5AB8B5;O <M@0 070=8 N4<8;K =4@552>9..BK%f8AB8=C, G5;>25:C C3>48BL B@C4=>. ">;L:> GB> =K;8 - «E>;>4=>, 4>648...» > 2>B =0ABC?8;0 B@84F0B83@04CA=0O 60@0, 8 2A5 >?OBL AB>=CB - «?5:;>, 4KH0BL =5G5<, E>BL 1K 25B5@>G5: 4C=C;...» GB> 2K E>B5;8? 0 B> >=> 8 ;5B>. > ?@>3=>70< A8=>?B8:>2, B> ;8 5I5 1C45B... C<8O><..>CK-;> C :>3> ?@8 A;>25 «G5G528F0» 2 2>>1@065=88 2>7=8:05B GB>-=81C4L 2:CA=>5 8 87KA:0==>5. 7@O - >=0 <>65B 1KBL AKB=>9 8 2:CA=>9 2 @07=>>1@07=KE 1;N40E. B><C 65 =5 A;54C5B 701K20BL > 55 ?>;57=KE :0G5AB20E - 2A5 A>@B0 G5G528FK >G5=L 1>30BK 15;:><.8:..