Про ОСАГО это должен знать каждый автовладелец

ОСАГО (или, как его еще называют в народе, автогражданка) появилось в России с 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

news_top_970_100

Напомним, договор ОСАГО страхует риски причинения водителем вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в дорожно-транспортном происшествии.

Перед тем как выбрать страховщика, страхователю стоит узнать про компании, у которых отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности. Информацию можно получить на сайте Центрального банка РФ и сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) в разделе «В помощь страхователю».
 

Какие документы нужны для получения полиса ОСАГО
Кстати, в разделе «В помощь страхователю» можно ознакомиться с порядком применения коэффициента «бонус-малус».

Законом установлено, что страховая компания не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцу транспортного средства, обратившемуся к ней с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему все необходимые документы.

Полученное от гражданина заявление о заключении договора ОСАГО страховщик должен рассмотреть в течение 30 дней со дня получения и либо заключить договор и вручить страхователю страховой полис, либо выдать мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора.

В комплект документов, прикладываемых к заявлению, входит:
а) паспорт - если страхователь является физическим лицом;
б) свидетельство государственной регистрации юридического лица - если страхователь является юридическим лицом;
в) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
г) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
д) диагностическая карта, подтверждающая прохождение техосмотра.

По соглашению сторон страхователь может представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования.

Страхование жизни - это допуслуга
Обращаем внимание: предложение компании заключить договор ОСАГО на условиях одновременного оформления договора страхования жизни закон рассматривает как навязывание потребителю дополнительной услуги.

Если страховщик в 30-дневный срок не дал ответа на заявление страхователя или необоснованно отказал в заключении договора, гражданин может обратиться с соответствующим заявлением (с приложением копии заявления и подтверждения о его вручении) в территориальный орган Банка России. Согласно статьи 15.34.1 КоАП РФ необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования влекут наложение административного штрафа на должностных лиц компании в размере 50 тысяч рублей.

Где проверить подлинность полиса
Проверить подлинность приобретенного полиса ОСАГО можно на сайте Российского союза автостраховщиков (ОСАГО/Сведения для страхователей и потерпевших/Сведения для страхователей о статусе бланков).
Здесь автовладелец получит информацию о том, какой компании принадлежит полис и статус лицензии страховщика. Если полис в реестре РСА не значится или значится за другим приобретателем, то следует незамедлительно обратиться в полицию, так как вы приобрели фальшивый полис.

В каких случаях можно обойтись Европротоколом
В России действует упрощенная процедура оформления ДТП без участия полиции. Это аналог принятых в Европе Правил оформления ДТП - так называемого Европротокола.

Воспользоваться этой процедурой можно, если отсутствуют пострадавшие и вред причинен только двум застрахованным участникам происшествия, у которых нет разногласий по обстоятельствам ДТП и повреждениям транспортных средств. Автовладельцы должны сфотографировать повреждения и заполнить пункты «Извещения о ДТП», бланк которого выдается вместе с полисом в страховой компании. Каждый участник обязан передать свою часть бланка в свою страховую компанию в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Если полисы приобретены после 2 августа 2014 года, максимальная выплата в рамках данного протокола составит 50 тыс. рублей (Москва, Московская область, Петербург, Ленинградская область - 400 тыс. рублей, если страховщику представлены данные о ДТП, зафиксированные с помощью технических средств контроля).

Досудебное урегулирование
Срок рассмотрения заявления о выплате компенсации составляет 20 календарных дней (за исключением праздничных). Если гражданин не удовлетворен решением страховой компании, он может подать повторное заявление, и на рассмотрение претензии страховщикам дается всего 5 дней. Если и на этот раз сторонам не удастся прийти к взаимоприемлемому решению, автовладелец может подать иск в суд.

Если при подаче иска в суд потерпевший не представит подтверждения того, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения.
 

Размеры страховых выплат
Каждый потерпевший в ДТП может получить до 400 тысяч рублей компенсационных выплат за причинение имущественного ущерба (по договору ОСАГО виновника, заключенному после 30 сентября 2014 года).

При этом стоит обратить внимание: оценка износа автотранспортного средства для целей определения суммы компенсации не может превышать 50% от стоимости деталей, узлов, агрегатов автомобиля.
Лимиты выплат по ущербу здоровью составляют до 500 тыс. рублей (по договору ОСАГО виновника, заключенному после 31 марта 2015 года). По сотрясению мозга назначат выплату в размере 15 тысяч рублей, перелому ключицы - 35 тысяч рублей, черепно-мозговой травме - 35 тысяч рублей и так далее.

Принять решение о выплатах страховщик должен в течение 5 календарных дней, а деньги перечислить в течение 20 дней. В случае, если потом окажется, что автовладелец получил более серьезные увечья, компания обязана будет ему доплатить.
Если у страховой компании автовладельца будет отозвана лицензия, застрахованный вправе получить выплату в РСА.

За эвакуацию с места ДТП поврежденного автомобиля, а также ремонт дорожной инфраструктуры, пострадавшей при ДТП, должен платить страховщик ОСАГО.
Клиент имеет также право требовать компенсацию за утрату товарной стоимости (УТС) - разницу между стоимостью нового автомобиля и восстановленного после ДТП (за исключением амортизации).

Страховщик не вправе отказывать в выплате, если автовладелец представил недостоверные сведения при заключении договора. (Страховщик вправе потребовать признания такого договора страхования недействительным на основании статей 178 и 179 ГК РФ (постановление пленума Верховного суда РФ от 29.01.2015 №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 46).

Если сумма ущерба превышает размер положенной выплаты, виновник ДТП выплачивает оставшуюся часть самостоятельно либо с помощью полиса ДоСАГО (дополнительное страхование гражданской ответственности).
Автовладелец вправе выбрать вместо денежной компенсации ремонт автомобиля, если у страховщика есть договор с ремонтной организацией.
 

Передача прав требования
Компенсацию может получить только владелец пострадавшей машины. Тот, кто взял ее в аренду или управляет по доверенности, такого права лишен.

Тем, кто заинтересован в скорейшем получении компенсации и готов ради этого платить посреднику-юристу, следует иметь в виду, что уступка прав требований возможна только из причинения вреда имуществу.
Иные требования (из причинения вреда жизни и здоровью, компенсация морального вреда), а также «процессуальные права потребителя» передаваться другим лицам не могут. Передача права влечет переход и требований об уплате неустойки, финансовой санкции, штрафа. Право на получение штрафа можно передать юридическому лицу только после вступления в силу решения суда о его взыскании.

Дополнительная информация об ОСАГО
Ее можно получить на сайте РСА http://www.autoins.ru.
Задать вопрос можно по телефону «горячей линии» РСА 8 800 200 22 75 (для бесплатных звонков по России). Направить письменное обращение в РСА можно по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.

Кроме того, можно обратиться в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России (e-mail: fps@cbr.ru) либо направить письменное обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.
Обращение также можно направить, заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru. Задать вопрос можно по телефону контактного центра Банка России 8 800 250 40 72 (для бесплатных звонков по России).

news_right_column_240_400
news_bot_970_100