УЛИЦА. По мнению Максима, инвалиды-колясочники делятся на две группы: с ДЦП и с другими диагнозами (например, после аварии). Страдающим ДЦП крайне сложно передвигаться вообще, у них наблюдается спастика всего тела. Когда нужно выйти из дома, трудности возникают с первых же шагов. Хорошо, если работает лифт. Если нет, по лестнице с верхнего этажа самостоятельно не спустишься. На улице еще сложнее. Невозможно преодолеть даже маленький поребрик. Для тех же, у кого верхняя часть тела развита неплохо, препятствия представляют только очень высокие поребрики и конечно лестницы.
ТРАНСПОРТ. Инвалиды не могут пользоваться общественным транспортом вообще, считает Максим. Несмотря на то что места, например, в автобусах для них вроде бы предусмотрены, попасть в салон нет ни малейшей возможности. Непреодолимы высокие ступени, отсутствуют пандусы, поручни и подъемники.
- Я читал, что в республике есть два-три автобуса, обслуживающие инвалидов. Но в Казани их почему-то не видно, - продолжает Кириллов. - Менять для удобства инвалидов весь транспорт, понятно, никто не будет.
Единственный выход – личный автомобиль, который дал бы возможность стать практически независимым от окружающих. Но и это удовольствие инвалидам не по карману. Раньше за четверть стоимости можно было приобрести «Оку», ныне льгота отменена.
ВУЗ. Многие студенты-инвалиды в республике обучаются в казанских вузах дистанционно. И только единицы на дневном отделении.
- Хорошо, если учишься в одном здании или расстояния между корпусами не очень большие. В многоэтажках всегда есть лифты, а при входе в вуз пандус, - рассуждает Максим. - Проблема возникает в двух- и трехэтажных зданиях, где лифта нет и нужно подниматься по лестницам. К счастью, она легко решаема. Чаще всего деканат входит в положение и переносит для нас занятия, скажем, на первый этаж. А в случае, если возникают затруднения, помогают друзья.
МАГАЗИНЫ. Практически все супермаркеты Казани сейчас оборудованы пандусами и располагаются на первом этаже. Но заехать самостоятельно ни в один магазин инвалид не может: кто-то должен толкать его коляску! Вторая проблема – при выходе из машины тоже нужна посторонняя помощь, чтобы вытащить коляску. Приходится просить прохожих.
ОТДЫХ. Музеи, театры, рестораны и кафе Казани для отдыха инвалидов не приспособлены.
- Но лично меня, если выставка или спектакль вызывает особый интерес, друзья не оставляют, одиночество исключается, - поясняет Максим.
Проще всего с кинозалами. Большинство находится в торговых и развлекательных центрах, так что доступ к ним открыт. Вечная проблема - лестницы, которые везде устроены по-разному.
Комментарий председателя казанской общественной организации инвалидов «Вера» Валерия Солонка:
- Если на Западе лица с ограниченными физическими возможностями чувствуют себя полноценными людьми, поскольку там все приспособлено для их жизнедеятельности, то мы очень далеки от этого. Раньше у инвалидов были хотя бы льготы: на бесплатный проезд в любом виде общественного транспорта в любом городе России; на проезд в самолете или поезде в определенное время за 50% стоимости с сопровождающим. Сейчас все это в прошлом. При строительстве новых зданий об инвалидах думают в последнюю очередь либо не думают вообще. В Госдуме РФ совсем недавно появились приспособления для инвалидов-колясочников только потому, что наконец появились депутаты-инвалиды. Кажется, что в нашей стране инвалидов нет. А все потому, что мы просто не имеем возможности выйти из дома. На это нужно очень много затрат! И пока государство не примет кардинальных мер, ничего в нашей жизни не изменится.