Профессор Светлана Шайхитдинова: Боюсь отстать от поезда жизни

На хрупких плечах Светланы Каимовны - руководство кафедрой, преподавание, научно-методическая работа... Сегодня профессор, доктор философских наук, завкафедрой журналистики Светлана ШАЙХИТДИНОВА рассказывает «КВ» о творческих планах, любимых студентах и чаепитиях за полночь.

news_top_970_100
- Светлана Каимовна, почему вы, талантливый и перспективный журналист, который мог бы успешно работать в практической журналистике, предпочли уйти в теорию?- Во-первых, спасибо за такую высокую оценку. Во-вторых, в душе я действительно газетчик-практик. У меня мозг даже переводит происходящее в текст газетной полосы. Поэтому выбор поступить в аспирантуру для меня действительно был выбором, я над ним думала. Скорее всего, на мое решение повлиял микроклимат в стране времен перестройки. Мне захотелось попробовать исследовать ситуацию, сложившуюся тогда в обществе, другими средствами, которых практическая журналистика дать уже не могла. 
- Ностальгии по юношеским годам работы в редакции молодежной газеты не испытываете?- Ностальгию конечно испытываю. Так как тогда действительно были молодые годы, романтика. И журналистика была другой. Творчество не конкурировало с коммерческим интересом.
- И все же вы выбрали факультет... Насколько же эволюционировал студент за годы вашего неутомимого преподавания?- Студенты, с которыми мне комфортно, не меняются. Они все такие же любознательные, ищущие. Меняется только сфера, где они ищут. Если же говорить о настроении студенческой среды - оно да, поменялось. В наше время мы жили студенческими коллективами. Они, конечно, и сейчас есть, но более разрозненные. Повлияло рыночное время, когда каждый сам за себя. Кроме того, нынешние студенты не ориентированы на выбор профессии как основной жизненной позиции. Когда мы выбирали, то выбирали призвание, дело жизни. Сейчас иначе, и студент, который учится на факультете журналистики, после его окончания не обязательно будет заниматься журналистикой дальше.
- Кем из своих многочисленных учеников вы гордитесь больше всего? Есть ли у вас любимчики? Если можно так выразиться, конечно...- Любимчики - наверное, не то слово. Я стараюсь выделять студентов по тому, как они относятся к учебе. Отношение студента к учебе - отражение того, что я делаю, влияет на мою работу. Я люблю студентов, которые стараются, работают. И для меня совершенно не важно, отличник он или двоечник! Ну а любителям халявы всегда говорю: «Вы своим отношением обесцениваете, обессмысливаете мой труд!» 
Если говорить про внеучебное время, то я с удовольствием общаюсь с ребятами, например в социальных сетях. Поддерживаю связь и с выпускниками - они мне пишут, особенно те, кто находится далеко.
- Вы постоянный член жюри республиканского школьного фестиваля «Алтын калем - Золотое перо». Оправдали ли его победители свое звание лучших в студенчестве и потом, в журналистской работе?- Одно могу сказать: республика может гордиться этим конкурсом. Это своеобразная оппозиция ситуации с ЕГЭ, который обезличивает ребят, убивает в них творческое начало. В финал конкурса выходят лучшие наши абитуриенты, они впоследствии становятся замечательными практиками.
Кроме того, сейчас идут дискуссии по поводу процедуры проведения конкурса - сделать ее более организованной или оставить прежний формат, предполагающий некоторый экспромт. Мне лично нравится доля непредсказуемости в таких мероприятиях.
- В этом году на факультете очень много молодых преподавателей. Как им приходится помогать и каков он, среднестатистический образ преподавателя журфака?- Образ преподавателя сложный. Это скорее образ коллектива, а не одного человека. Есть на факультете и замечательные практики, которые рассказывают студентам о журналистской работе изнутри. Есть и молодые теоретики, которые способны сделать прогноз относительно массовых коммуникаций в целом. Помогать им не надо. Это они мне помогают! Основная проблема журналистского образования как была, так и осталась - объединить теорию и практику концептуально. Наша кафедра определила свою концепцию в русле «ситуации человека». Она предполагает соотнесение любого технологического новшества в коммуникации с вопросом: а выигрывает ли человек в этой новой для него ситуации?
- Распишите один день профессора и заведующего кафедрой...- День - это длинный список того, что нужно сделать. В последнее время обнаружила, что он начинается и заканчивается возле компьютера. Это уже просто необходимость. Большая часть времени отводится деловой переписке, работе с документами. Другая важная «статья расходов» времени - лекции. Иногда задаешь себе вопрос: как все успеть, не отказаться ли от какого-нибудь курса в пользу других сотрудников кафедры? Но я уже поняла, что лекции для меня - источник новых сил и энергии. Я как актер, который вдохновляется удачным выступлением и на этом вдохновении двигается дальше. И наконец моя научная работа - статьи, книги. Вопросы, которые я решаю с их помощью, с которыми пытаюсь разобраться, помогают мне лучше понять собственную жизнь. Поэтому часть дня этому делу тоже отведена.
- К слову о теоретических работах - какой из них вы гордитесь больше всего?- Горжусь своей докторской диссертацией, например. В ней я обосновывала идею классического и неклассического мировоззрения в условиях информационного общества - мне эта идея помогает и в обыденной жизни. Не стыдно и за свое учебное пособие по медиаэтике. Я бы хотела осовременить его новыми фактами. А также заняться учебным пособием по медиакультуре. Вообще, сейчас буду стремиться работать над учебными пособиями.
- Доктор наук, профессор, руководитель кафедры... Чем вы гордитесь больше всего?- Докторская, звание профессора - это больше достижения для мамы с папой. А в жизни... в жизни я всегда стремилась, чтобы у меня было взаимопонимание с моим сыном. Тем, что оно есть, я и горжусь. Я не боюсь своего возраста, но боюсь отстать от поезда жизни. Хочу сидеть в его первом вагоне в окружении интересных мне людей. Поэтому очень благодарна своему сыну за то, что он помогает мне ощущать себя частью современного мира. Кроме того, он помогает мне взглянуть на молодежь не из-за профессорской кафедры, а с пониманием ее ощущений. Это тоже очень важно. Мы с Тимуром можем начать пить чай в два ночи и при этом что-то горячо обсуждать. Он у меня «глубокая» сова, а я жаворонок. Мне вставать рано утром, но я иду на это, чтобы пообщаться с ним, - мне это нужно.
- Какого своего учителя вы не забудете никогда?- Здесь неправильно называть фамилии. Я училась в аспирантуре МГУ. Там, в Москве, и здесь, в Казани, у меня есть замечательные учителя, которым я очень благодарна. У меня их действительно немало - любой опыт, любое общение я могу превратить в урок для себя. Если все же говорить о конкретных людях, это мои родители. Мама и папа. Особенно мама. Я бесконечно благодарна ей за ту мудрость, особенно женскую мудрость, которую она мне постаралась передать.

news_right_column_240_400