На любой вкус и кошелек
Причины разные и как бы объективные. В одном случае старшеклассник вошел в клинч с учителем физики, остался по этому предмету не аттестованным и не захотел идти на поклон к педагогу. В другом - девочка-пятиклассница постоянно болела, родители решили, будет лучше, если она год-два посидит дома, вне детского коллектива с его постоянными инфекциями, и окрепнет. В третьем - семья переехала в другой микрорайон. Возить ребенка утром через весь город в старую школу оказалось нереально. Новая же, по месту жительства, не устроила родителей качеством знаний. В итоге шестиклассницу перевели в онлайн-школу.
Стоит погуглить в интернете «онлайн-обучение для школьников», как на вас обрушится вал предложений от подобных школ со всех уголков нашей необъятной отчизны. Мама родная! Чего только они ни предлагают желающим обучаться дистанционно с 1-го по 11-й класс. Все по классическим канонам рекламы, как говорится, на любой вкус и кошелек. Тут тебе и скидки за обучение в первые два месяца, и обещание, что социализация ребенка будет идти по последнему слову педагогики, и куратор-наставник на время учебы. И работа по индивидуальным программам, с количеством уроков от двух до пяти в день, и консультации психолога. И выбор только тех предметов, которые нужны (или интересны) ребенку. И упоминание о том, что согласно закону «Об образовании РФ» на онлайн-обучение можно направить и материнский капитал. Короче, все поставлено на прочные коммерческие рельсы. Выбирай, родитель, и плати!
У меня эти факты вызывают острую жалость к детям, в силу различных обстоятельств вынужденным сидеть дома перед компьютером. А как же социализация? Жизнь в коллективе сверстников, где ты изо дня в день учишься познавать мир людей, понимать его и ищешь свое место под солнцем? Как же живое общение с учителями, совместные классные праздники и походы?.. Школа - это не только первые буквы, слоги и цифры, но и первый опыт жизни в коллективе. «Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа!» - утверждал недавно ушедший от нас российский актер Юрий Соломин.
Вспомнилось, как страдал в пандемию мой внук-девятиклассник, вынужденный уйти на дистанционку вместе со всей школой. Как искренне и пылко он заявлял: «Учеба онлайн - это жесть! Выключение из жизни». Как с нетерпением ждал того дня, когда можно наконец опять пойти в школу, обнять одноклассников и задать вопросы любимым учителям не по ту сторону экрана, а глаза в глаза.
А еще вспомнился пример друзей, у которых внук на одни пятерки окончил 9-й класс в одной из многочисленных онлайн-школ, успешно сдал экзамены и действительно получил обещанное свидетельство об окончании неполной средней школы установленного образца. Затем легко поступил в престижный колледж, но через месяц ушел оттуда, не сумев адаптироваться в новом для него коллективе сверстников. Видимо, отвык парнишка от законов подростковой жизни и поспешил вернуться домой - к насиженному месту у компьютера.
Вне всяких сомнений, что и 11 классов этот умный юноша окончит столь же успешно, сдаст ЕГЭ и поступит в выбранный вуз. Но сможет ли он там учиться на дневном отделении - большой вопрос. Его бабушка вполне обоснованно волнуется: неужели у таких ребят жизнь запрограммирована на формат онлайн?
Друзей и знакомых, людей разного возраста и профессий я попросила ответить на вопрос: как они относятся к онлайн-школам? Ответы четко разделились на «за» и «против».
Против: за ребят решают родители
Однозначно против онлайн-обучения оказались бабушки и дедушки, те, кто окончил школу в советские времена. Как известно, в основе ее программы - учеба в классических гимназиях царской России, она давала весьма прочные знания на всю жизнь. Автор этих строк - в числе окончивших школу в СССР. Простите за нескромность, но когда в интернете любопытства ради решаю тесты по русскому языку и литературе, их результаты тешат мое самолюбие: «Вашим знаниям можно только позавидовать», «Вы, видимо, учитель русского языка»... Глядя на мои итоги, внук с удивлением спрашивает: «Откуда все знаешь?» Отвечаю, что этому нас учили в школе.
Лилия Каримова, бабушка пяти внуков: К онлайн-школам отношусь крайне отрицательно. Читала об этом формате. Такое допустимо лишь в чрезвычайных ситуациях. Ребенку нужны особые условия для учебы онлайн - отдельная комната и место.
Лариса Маслова, мама двух дочек-старшеклассниц: Здесь два ключевых момента. Онлайн-платформы чем-то отличаются от того, что дают детям в обычных школах? Значит, это не обычная школа. Что тогда? Коммерческий проект по выкачиванию денег из родителей, которые убеждены, что все платное лучше?
Владимир Нефедов, школьный преподаватель изо: Главный и серьезный минус онлайн-обучения - отсутствие классного коллектива и общения со сверстниками. Дистанционка во время ковида показала, что творческие дисциплины, такие как изо, музыка, хореография, преподавать онлайн невозможно. Цифровизация и искусственный интеллект никогда не заменят ученику живого общения с учителем. Только он может, как мы говорим, поставить ребенку руку, научить правильно держать карандаш и краски, направить их в нужном направлении и убедить ученика, что он все может.
Резеда Вагизова, бабушка двух внучек-подростков: Видела по телевизору большой сюжет о том, почему некоторые дети переходят на домашнее обучение по индивидуальной программе. Все просто: это за них решают родители. Их главный аргумент - в школе дают много ненужного, как предметов, так и тем. В жизни многие эти «ненужности» не пригодятся, считают мамы и папы. Например, квадратный корень.
Галина Шмелева, педагог с большим стажем работы: У нас в школе родители еще хлеще придумали. Некоторые запрещают нам вести электронный журнал и вводить в него данные своих детей. Не знаем, как будем вести таких ребят и выводить их на экзамены. Мое мнение - некоторые родители просто сходят с ума. Я думаю, какие-то знания в онлайн-школах дети получат, обучение достаточно хорошее, но ведь общения-то с ровесниками нет. Как мы говорим, социализации не происходит.
За: дети сейчас жесткие
Светлана Шайхитдинова, профессор КФУ: Мало ли какие причины могут быть у такого перехода. Может, у ребенка конфликт в классе. Сейчас дети очень жесткие. В этом случае дистанционка - выход. А качество учебы может быть даже выше, убеждаюсь я на своих студентах.
Елена Баженова, социолог, бабушка трех внуков: А ЕГЭ такие дети тоже будут сдавать дистанционно? В принципе в этом нет ничего плохого, но при условии, что дети организованны и знакомы с самодисциплиной. Иначе им будет трудно в определенное время заставлять себя усаживаться перед монитором, чтобы учиться. В этом мы убедились во время пандемии, когда был провал в образовании.
Дистанционка подходит не всем
Альбина Авдеева, школьный психолог: Я не против онлайн-обучения, в некоторых случаях его даже горячо поддерживаю и советую родителям. Все зависит от разных факторов. Например, от школы, если она ничего не дает, а педагоги не развивают личность ребенка. И от организации самого ребенка: если он хорошо усваивает дистанционное образование и у него высокая работоспособность.
Многие считают, что на дистанте ребенок не социализируется. На самом деле, если он общается, встречается с друзьями и ходит в различные кружки и секции, этого достаточно. У меня есть знакомые дети на домашнем обучении. В одной семье бабушка - физик, мама - математик, обе помогают в учебе подростку. Он занимается по хорошей столичной платформе, активно участвует в олимпиадах и занимает призовые места. Кроме онлайн-учебы, ходит зимой на лыжах, а летом - на футбол. Такие дети понимают, что «физуха» нужна, становиться «ботанами» они не хотят. Но! Онлайн-обучение подходит не всем детям. Замкнутым и необщительным, тем, кто еще не нашел себе друзей, лучше развиваться в обычном школьном коллективе.