Снижению бумажной нагрузки на педагогических работников, в первую очередь школьных учителей, была посвящена очередная пресс-конференция в ИА «Татар-информ».
Советник руководителя Рособрнадзора РФ, директор по развитию АНО ДПО «Просвещение-Столица» Наталья Алтыникова не стала скрывать от журналистов, что эта проблема стоит очень остро. Характеризуя ее, выразилась так: «гигантская и многогранная». Уже и Минобрнауки РТ жалуется на дефицит учителей в школах. В других регионах (помимо Москвы и Московской области, где по факту зарплаты намного выше) ситуация не лучше. Одной из причин того, что молодые педагоги долго не задерживаются в школе, как раз является непосильный для обычного человека документооборот. Порой на составление различных отчетов у учителей уходит больше времени, чем собственно на учеников. Речь про чтение специальной литературы для саморазвития или подготовки креативных уроков в большинстве случаев не идет.
Чтобы донести до регионов политику федерального минпросвещения в этом вопросе, Алтыникова ездит по стране. Так, 16 октября в Казани прошло совещание с участием районных отделов образования и директоров ряда школ на эту злободневную тему. На нем гостья из столицы презентовала специально разработанный чек-лист мероприятий по снижению бюрократической нагрузки на педагогов. Их там более 20. Однако мы уже привыкли к тому, что снизиться любая нагрузка может только за счет увеличения другой. Алтыникова же уверяет, что благодаря этим мероприятиям учителя смогут вздохнуть свободнее.
Более того, на федеральном уровне уже готовится ряд поправок в закон об образовании по этой же тематике. А приказом Минпросвещения РФ давно уже утвержден перечень оснований, по которым у учителя можно требовать отчет. В него, естественно, входят ведение журнала и подготовка поурочных планов, а также (при наличии внеурочных занятий) - документы по курсам внеурочной деятельности и журнал внеурочной деятельности.
Современный педагог должен иметь план воспитательных мероприятий и в любой момент дать исчерпывающую характеристику на любого ученика. Правда, последние два пункта касаются не всех, а только классных руководителей. Не зря же им доплачивают по 5 тысяч рублей. Пусть отчитываются.
Хотя на самом деле конкретно на это учителя и не жалуются. А вот огромный вал дополнительной работы, который никак не связан с основной, педагогической, деятельностью и приходит как правило от посторонних ведомств в виде запросов, способен вогнать в тоску даже опытного педагога. «По факту видим, что учителя в школах продолжают заполнять около 40 - 50 различных документов. Поэтому сейчас ведем большую работу в регионах. Откуда берется эта бюрократическая нагрузка? Очень много приходит писем, запросов о проведении дополнительных мероприятий, они тянут за собой большое количество отчетности. Плюс мониторинги, которые заполняются педагогами. Это более 40 разных мониторингов, сотни показателей», - сокрушалась эксперт.
Алтыникова сообщила о мерах, предпринимаемых для снижения именно этой побочной документальной нагрузки. «Право говорить «нет» дали руководителю образовательной организации в новой редакции закона. Если в школу приходит запрос, не согласованный с учредителем, то школа вправе на него не отвечать. Еще одна поправка связана с тем, что если учреждение ведет электронный документооборот, то бумажный можно не делать», - отметила она.
Однако быстрых результатов ждать не стоит, в чем чистосердечно призналась Алтыникова.
А каковы успехи в борьбе с этим злом в Татарстане? Об этом доложил заместитель министра образования и науки РТ Рамис Музипов.
По его данным, в семи муниципальных районах республики, а также в Советском районе Казани удалось добиться снижения бюрократической нагрузки на учителей в два раза. Это если сравнивать данные за сентябрь 2022 года с данными на сентябрь 2023-го. Вот, например, в Кукморском районе (а это лидер рейтинга) сократили количество писем с различными просьбами, указаниями в подведомственные школы за отчетный период с 227 до 121.
Сокращение, надо отметить, серьезное. Но вряд ли на оставшиеся 100 с лишним писем реагировать учителям станет легче.
В 2022/23 учебном году были отменены все региональные контрольные работы. Исключение сделали только для шестых классов пяти районов, которые на протяжении нескольких лет показывают отрицательную динамику. А так эти контрольные только дублировали федеральные проверочные работы. Да и муниципальные контрольные сейчас можно проводить только по согласованию с Минобрнауки РТ. 100 таких контрольных работ из 150 ведомство не одобрило, отметил чиновник.
Он добавил, что снизилось также количество исходящих запросов, отчетов от министерства. Всего предусмотрено 57 отчетных форм для районов. После проведенного анализа 19 отчетных форм отменили.
Согласно опросам Минобрнауки РТ, в Камско-Устьинском, Апастовском, Алькеевском, Мензелинском и Сармановском районах более 45% учителей заявили, что бумажная нагрузка в этом году была снижена. А большинство педагогов даже в указанных районах результатов от внедренных мер пока не почувствовали. Значит, республике есть к чему стремиться и над чем работать, заметил Музипов.