Сейчас в республике около 90 тысяч человек регулярно или периодически посещают мечети, рассказал замначальника Управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ Олег Назаров. По его словам, среди тех, кто демонстрирует высокую потребность в исполнении религиозных обрядов, большинство составляет трудоспособное население - от 18 до 50 лет. Времена IT-технологий сделали процедуру получения информации максимально доступной. Но здесь таится опасность: более ста сайтов экстремистских организаций нацелены на то, чтобы вовлечь в свои ряды новых участников. При этом есть заинтересованность и в лицах с криминальным прошлым, и в отбывающих наказание в данный момент, а также в социально неустроенных и психически неуравновешенных лицах.О все возрастающей социальной активности женщин, и в мусульманской среде в частности, принято сейчас говорить со знаком плюс. Но есть и минус: появившаяся в последние три года тенденция к росту числа представительниц слабого пола среди религиозных радикалов-неофитов (то есть новообращенных). После терактов, совершенных летом прошлого года в Казани (напомним, тогда было совершено покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, а его заместитель Валиулла Якупов был застрелен), произошло много положительных перемен.Инициированы изменения в законодательство, межведомственное взаимодействие позволило усилить работу по противодействию экстремизму. Значительно возросла и роль Духовного управления мусульман РТ, в частности, созданы сразу несколько сайтов, пропагандирующих ценности традиционного ислама. Введена обязательная переаттестация для руководителей мусульманских учреждений, во время которой упор делается и на то, чтобы доводить до их сведения информацию о существующих на территории республики нетрадиционных течениях ислама.Однако Татарстан по-прежнему остается объектом повышенного внимания из-за наличия на его территории запрещенных в России экстремистских организаций. Прежде всего требует пересмотра ситуация с исламским образованием. Такие факторы, как недостаточный уровень профподготовки преподавательского состава, слабая материальная база учебных религиозных заведений, заставляют молодых людей делать выбор в пользу зарубежных теологических центров. А, например, начальные курсы при мечетях, которые посещают около 10 тысяч человек, вообще оторваны от системы среднего и высшего религиозного образования. Другая болевая точка - несовершенство законодательства, которое порой не трактует повторное экстремистское действие как рецидив и в результате выносится все то же условное наказание. А у совершившего противоправное действие гражданина создается иллюзия безнаказанности. Ужесточение ответственности за экстремистские действия существенно ограничило бы вовлечение граждан в такие структуры, подчеркнул Назаров, а республиканские парламентарии могли бы ретранслировать свои предложения на федеральный уровень. По словам заместителя премьер-министра РТ Юрия Камалтынова, Татарстан всегда гордился своим добрым отношением к приезжим, но пришла пора более трезво оценивать представителей различных национальностей и конфессий, которые приезжают в нашу республику. Все-таки миграция - один из самых явных каналов проникновения радикального экстремизма. Он поручил усилить ответственность глав сельских поселений, обязать информировать о происходящем на их территории, чтобы ни один факт навязываемого экстремизма не остался незамеченным. Кроме того, несмотря на то, что религия у нас отделена от государства, мухтасибаты должны чувствовать поддержку властей. Потому что вопросы безопасности - это государственные вопросы.
Религиозные деятели должны чувствовать поддержку властей
Кто становится на путь экстремизма, в чем слабость религиозных курсов при мечетях, на что стоит обратить внимание республиканским законодателям? Об этом и шла речь на заседании Правительственной комиссии РТ по профилактике религиозного экстремизма.