Рериховское восхождение к сияющим вершинам
news_header_top_970_100

Рериховское восхождение к сияющим вершинам

В этом сентябре исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Рериха. О жизни Николая Константиновича можно написать увлекательный роман.

Он был живописцем и писателем, ученым и философом. Возглавлял научные экспедиции по горным массивам Тибета и Гималаев, занимался общественно-политической деятельностью. У него были сложные, до сих пор не вполне понятные отношения с правительствами и спецслужбами ведущих держав. Прожив половину жизни за границей, он всегда оставался патриотом России. Его деятельность в Индии в немалой степени помогла заложить фундамент российско-индийскому сотрудничеству.В своих трудах он не был одинок. Елена Ивановна Шапошникова, красивая и талантливая женщина, стала не только его супругой, но и соратницей во всех начинаниях, с ее именем связаны философские труды четы Рерихов. Памятник, установленный в Москве, представляет собой фигуры супругов, соединивших руки на Знамени Мира, символе культурного наследия человечества. Сохранение этого наследия, развитие культуры Рерихи считали главным делом своей жизни, называя это «работой по возвышению человеческого духа». Старший из их сыновей, Юрий Николаевич, стал востоковедом, младший, Святослав, - выдающимся художником. Два сына продолжили два главных направления деятельности отца.Этой юбилейной осенью в своеобразном «музейном городке» Казани в районе ул. К.Маркса можно было посетить две выставки, посвященные Рериху. Первая, в Галерее современного искусства, была посвящена Пакту Рериха, подписанному в Вашингтоне в 1935 г. Это договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников как в мирное, так и в военное время. На основе пакта разработана Гаагская международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, действующая по настоящий день. Рерих не уставал подчеркивать, что по мере развития технологической цивилизации люди все больше будут осознавать значение накопленных человечеством духовных ценностей.Неслучайно с экспозицией, посвященной Пакту Рериха, в галерее соседствовала выставка фоторабот «Православные храмы - памятники Казанского края». Андрей Черенков, казанский краевед и фотограф, создал подлинный фотокаталог архитектурного достояния татарстанской глубинки. В нашей республике сохранилось примерно 300 сельских храмов старинной постройки, большинство из них требует реставрации, чтобы дети и внуки могли их увидеть не только на фотографиях. На этом фоне очевидна актуальность основных положений Пакта Рериха и в наши дни. Безразличие к наследию предков не менее разрушительно, чем войны. Работа Андрея Черенкова в какой-то степени перекликается с тем периодом творчества художника, когда он много рисовал исторические памятники, впоследствии исчезнувшие.В главном здании изомузея разместилась большая выставка картин Рериха, привезенных из Русского музея Санкт-Петербурга. Его раннее творчество - эпизоды жизни древних славян, средневековой Руси. Участвуя в археологических раскопках, осмысливая исторические сведения, он искал истоки славянской цивилизации, старался определить вектор развития русского мира. Впоследствии, когда занялся изучением культур Востока, не уставал говорить об общности корней, едином происхождении культур Древней Руси и Индии. Рерих считал, что не только далекое прошлое, но и будущее народов нашей страны и азиатского континента тесно связано, что перспективы их процветания во многом зависят от того, сумеют ли они наладить тесные связи. Он был уверен, что через культуру и искусство следует находить пути взаимопонимания, сотрудничества и мирного развития народов.Многолетнее пребывание в Индии, ее природа сильно повлияли на художника. Картины его «Гималайской серии» стали классикой мировой живописи, Рериха называли мастером гор. Пылающие фантастическими красками горы на его полотнах воспринимаются еще и как образы сияющих вершин духовного подвига. Путешественники свидетельствуют, что художник ничуть не преувеличил яркость природы горной страны, а космонавты подтверждали, что Земля при взгляде из космоса окрашена в цвета его палитры. В этом суть мировосприятия Николая Рериха - восхищение красотой Вселенной, ее чудесами и при этом вполне реалистический, хотя и необычный, взгляд на окружающую действительность. И всегда - призыв к гуманистическим идеалам. Сияние красок его полотен несет мощную энергетику, послание разума и добра. Так продолжается работа Рериха «по возвышению человеческого духа».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100