Руководитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин: Развязки не решат проблему пробок на дорогах Казани

Не стоит уповать на сокращение заторов на казанских дорогах после ввода в эксплуатацию всех новых развязок столицы Татарстана. Организация движения в мегаполисе требует более радикальных решений. Каких? Об этом, а также о том, почему пьяных за рулем стало больше, и многом другом журналисты «КВ» беседовали с руководителем Федерации автовладельцев России в Республике Татарстан Рамилем Хайруллиным и юристом ФАР в РТ Владленом Копвиллемом.

news_top_970_100

Почему развязки мало что изменят


Первый вопрос, который мы задали гостям, в той или иной мере касается всех жителей Казани, - о строящихся к Универсиаде развязках, которые принесли бесконечные дорожные стройки, закрытые улицы и как следствие неразберихи - пробки.
- Сейчас схемы движения в Казани кардинально меняются из-за строительства развязок. Нам говорят: ребята, потерпите, вот закончится Универсиада, тогда ситуация улучшится. Оппоненты возражают: многие развязки делаются под Универсиаду и построены, лишь бы спортсмены быстро добирались до мест соревнований. Ваше мнение на этот счет? Новые развязки сработают? По городу станет легче ездить?
Рамиль Хайруллин: Отвечу словами одного из экспертов по организации дорожного движения: «Развязка - это самый дорогой проект, чтобы пробку с одного места передвинуть на другое, подальше». 
Владлен Копвиллем: Полностью согласен! Хотел бы еще напомнить про 1000-летие Казани. Перед подготовкой к нему нам тоже говорили: потерпите, вот пройдет этот грандиозный юбилей и тогда заживем счастливо, имея в виду обновленную городскую инфраструктуру. Что видим в итоге? После 1000-летия объявили о проведении Универсиады. И вновь бесконечные стройки. Впереди у нас чемпионат мира по водным видам спорта, затем на подходе чемпионат мира по футболу. Очень точно по этому поводу сказал Жванецкий: «Строительство в России - это не действие, это состояние». Мы с ним согласны. Наше республиканское дорожное хозяйство - это тоже не строительство, а состояние. А пробки действительно все равно лишь переходят с одного места на другое.

Что предлагают фаровцы


- Что же вы предлагаете?
В.К.: На сайте нашей федерации мы собрали предложения, поступившие от автовладельцев, и передали их в исполком Казани и начальнику ОГИБДД УВД г. Казани. Вот, например, первое из них. Поскольку самые серьезные пробки у нас в основном в центре города, где много старых узких улиц, предлагаем сделать здесь движение односторонним. Для примера возьмем верхнюю часть улицы Карла Маркса. Сейчас здесь три полосы в сторону площади Свободы, из них одна автобусная. Но если кто-то встал на левой полосе, чтобы пропустить встречный транспорт и вопреки запрету повернуть налево, все, остальные стоят, ждут. Так что практически свободной остается одна полоса. 
Вверх в сторону парка Горького идут две полосы, одна из них автобусная. Мы же предлагаем поступить так. Все пять полос делаем с односторонним движением в сторону площади Свободы. Для движения в обратную сторону использовать, как и сейчас, улицу Горького - также с односторонним движением. Соседнюю с ней улицу тоже сделать односторонней. К тому же здесь машин ходит не так уж много - больше автобусы, так что движение станет ненамного плотнее. Зато в итоге на Карла Маркса получаем пять полос! Одну из них спокойно выделяем под общественный транспорт. Более того, одну полосу можно будет отдать даже под стоянки и паркинги - их можно обустроить вдоль дороги. И у нас в итоге остаются три полноценные полосы для движения. Более того, здесь тогда решается и проблема левого поворота - пожалуйста, свободно поворачивайте с крайней левой полосы, не создавая задержек для едущих сзади. Ведь зачастую причиной пробок становится как раз эта проблема левого поворота, когда автомобили пропускают встречный транспорт и, останавливаясь, создают затор. Это лишь одно из возможных решений. Таким образом, мы сознательно предлагаем такие методы решения проблемы пробок, которые не требуют больших вложений. В то время как строительство развязок - это миллиарды рублей и как минимум год строительства. Деньги огромные, а толковой отдачи нет.


Что должен знать водитель


- Ваше отношение к автобусным полосам, их плюсы и минусы? 
Р.Х.: Их можно вводить, но не везде, а где достаточно широкие улицы. Например, на Вишневского. Обратите внимание: здесь автобусная полоса не забита личным транспортом. На нее не лезут, она никому не мешает, потому что всем хватает места на дороге. Поэтому многие даже и не замечают, что здесь есть отдельная полоса для общественного транспорта. 
- Автолюбители Казани чем-то отличаются от коллег в других городах России?
Р.Х.: Хамством это не назовешь, но невежливость за рулем в Казани присутствует, это точно. Например, для того чтобы вас пропустили, когда вы собираетесь перестроиться в соседний ряд, проедет несколько машин, прежде чем вашему автомобилю наконец-то разрешат переехать на нужную полосу. 
- А обстановка на наших дорогах тоже сильно отличается, например, от Нижнего Новгорода, Перми?
Р.Х.: Это нервозность на дорогах. Причем созданию нервной, напряженной обстановки способствует и сама организация движения в Казани, не всегда грамотная. А ведь за примерами не надо даже ездить в Нижний или Санкт-Петербург с его знаменитой вежливостью жителей. Такой пример есть рядом, буквально под боком: наш татарстанский город Набережные Челны. Здесь все (!) водители пропускают пешеходов, создается даже ощущение, что у челнинских автовладельцев это заложено в поведении на уровне инстинкта. У них, кстати, и автобусы по отдельной дороге ездят, поэтому автобусных полос нет - они там просто не нужны. 
- Что предлагаете для того, чтобы казанские водители менялись?
Р.Х.: Казанец за рулем должен осознавать, что на дороге он не один, есть и другие участники движения. И помнить принцип бумеранга: как я сейчас поступлю с соседом по полосе, так и он со мной потом.


О коварных промилле и китайских алкотестерах 


- Почему пьяных за рулем стало больше?
Р.Х.: Потому что введена «сухая» норма - содержание алкоголя в крови должно быть равно нулю промилле. Из-за этого планка выявленных «пьяных» поползла вверх - фиксируют даже с одной тысячной, одной десятой, одной сотой промилле, и все это увеличивает общую статистику нарушений.
В.К.: Здесь нужно пояснить. У алкотестеров, которыми сейчас оснащены сотрудники ГИБДД Татарстана, есть погрешность в показаниях: 0,048 промилле. Да, суды ее учитывают и не признают водителя пьяным с уровнем содержания алкоголя в крови, не превышающим 48 десятитысячных промилле. Но! Мы специально делали запрос в институт Санкт-Петербурга, который сертифицирует эти алкотестеры, произведенные в Китае. Выяснилось любопытное обстоятельство. Для нормальной работы этим алкотестерам нужна определенная температура и влажность. Кроме этого, они реагируют на посторонние вещества. Например, на никотин, метанол, другие химические элементы. Вот тогда этот китайский прибор может дать погрешность уже не в 0,048, а в 0,3 промилле! То есть как раз ту допустимую норму, которая существовала раньше и которую отменил Дмитрий Медведев своим известным «сухим» указом. А ведь случается так, что человек принял лекарство, содержащее элементы, на которые реагирует алкотестер. Все, невиновного человека признают пьяным, хотя он трезв! Для подобных исключительных случаев и была раньше предусмотрена фора в те самые 0,3 промилле. А что свыше ее - это уже действительно человек сел за руль выпившим и в этом случае должен понести наказание.


За рулем все равны 


- Какие страны наиболее успешно борются с нарушителями за рулем и где низкие показатели по этой части?
В.К.: Для этого можно сравнить подходы в целом к оценке поведения на дорогах. Например, премьер-министр Швеции превысил скорость, его за это оштрафовали. Так потом он за это нарушение извинялся перед всей страной. То есть принцип равенства в ответственности соблюдается. В Италии сына премьер-министра задержали полицейские. Он вышел и попытался чисто по-русски «гнать волну», мол, да вы знаете, кто я такой... В результате его за пререкания с полицейскими еще дополнительно оштрафовали на 2200 долларов в переводе с евро. А премьер-министр потом так же, как и шведский коллега, публично извинялся за поведение своего сына.
- А что видим у нас? 
- Ну предложил Медведев штраф в 500 тысяч рублей пьяным за рулем. И что? В первую очередь все должны быть равны. А у нас в России есть спецсубъекты - судьи, прокуроры, для них существуют другие судебные процедуры в соответствии с их особым статусом. Нужна неотвратимость наказания, а не увеличение штрафов. Человек за рулем должен всегда помнить не только о своем здоровье и жизни, но и о безопасности всех, кто вместе с ним находится в это время на дороге. Законы и их исполнение - вот что должно стать главным правилом дорожного движения в России.

news_right_column_240_400