На этой даче у друзей я впервые и уже с утра слышу на соседнем участке перебранку. Тот участок не создан для того, чтобы отдыхать, - просто негде.
На этой даче у друзей я впервые и уже с утра слышу на соседнем участке перебранку. Тот участок не создан для того, чтобы отдыхать, - просто негде. Там можно только работать: узенькая тропка от дороги к дому, все остальное пространство участка сплошь поделено на грядки - картошка, помидоры, зелень... Это и выводит из себя сноху хозяйки участка.
- Мама, ну давайте хоть небольшой клочок выделим, чтобы шезлонг разложить, полежать-позагорать... И потом, вы же знаете, что реки рядом нет, мы бы надувной бассейн ребенку поставили, пусть поплещется...
- Бездельники! - парирует свекровь. - Вам все бы валяться-отдыхать, совсем работать разучились!
- Я одиннадцать месяцев в году работаю! Могу я один месяц ОТДОХНУТЬ?! - взрывается женщина.
Вот он, конфликт отцов и детей - они просто не могут понять друг друга, так как по-разному смотрят на жизнь. "Жить, чтобы работать!" - девиз одних. "Работать, чтобы жить!" - возражают молодые.
Невинное садоводство старшее поколение превратило в садомазохизм - иначе не назовешь это самоотверженное вкалывание на грядках вопреки всем своим возрастным болячкам, которым такой стахановский труд зачастую просто противопоказан. Вот и заканчивается все это воем сирены "скорой", увозящей скрюченного радикулитом или с сердечным приступом дачника.
- Она мужа своего уморила на этом участке - он здесь второй инфаркт заработал. Можно подумать, она голодает - а ведь мы нормально обеспечены, могла бы и успокоиться на старости лет! - жаловалась мне соседка.
Самое интересное, что пожилую женщину не убеждают даже контрдоводы против главного ее аргумента в пользу дачного труда - экономия на овощах-фруктах. Сноха с мужем подсчитали, что поездки на автобусе каждые выходные для работы на участке (плюс те расходы, которые они несут по перевозке собранного урожая в город) обходятся им дороже, чем покупка того же добра на рынке. "К тому же на рынке я могу выбрать то, что мне больше нравится, а с дачи мы везем такой мелкий картофель, хоть плачь - земля здесь неудачная!" - добавляет женщина.
Чем объясняется эта, как выражается она, упертость свекрови? Может быть, синдромом голодных лет, который передавался от поколения к поколению: от переживших голод коллективизации к тем, кто голодал в годы Великой Отечественной? Так, ленинградцы-блокадники, даже отъевшись после войны, до последних дней своей жизни прятали под подушку куски хлеба (по свидетельству пережившего блокаду писателя Леонида Пантелеева). Наверное, этот вот синдром блокадника и заставляет наголодавшихся в войну стариков, не жалея себя, добывать "пропитание" для своей семьи (между прочим, для взрослых трудоспособных и обеспеченных детей) - но принесение себя в жертву тоже в традициях нашего народа.
Молодому поколению это трудно понять. Они уже не такие. Риэлтер по продаже недвижимости одного из агентств так пояснил мне причину огромного количества дач, продающихся сейчас по бросовым ценам: старики, которые огородничали на них, уходят со сцены жизни, а их дети, не желая утруждать себя вкалыванием на грядках, предпочитают отдыхать "как люди", то есть путешествовать, загорать на пляже у моря или у Волги - кому как финансы позволяют. И даже если оставляют дачу, то только для того, чтобы устраивать там пикники с шашлыками. "Обленились!" - приговор старшего поколения. А может быть, просто полюбили жизнь и себя в этой жизни?
Никто не призывает к безделью. И разве можно упрекнуть в нем забугорных старушек, которые, наработавшись и вырастив детей, на пенсии даже если и не путешествуют по свету, то довольствуются выращиванием азалий на подоконнике и наслаждаются спокойной тихой старостью?
Светлана ГОРДЕЕВА.